КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ И ПРЕСТИЖНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Целью данного исследования является изучение ценностной ориентации молодежи, обучающейся в вузах РФ, и ее представлений об эффективности подготовки специалистов. В ходе проведения исследования дано обоснование получения высшего образования с позиции теории потребительского поведения, проведен пилотажный анкетный опрос обучающихся в университетах РФ с целью выяснения факторов, влияющих на эффективность процесса и результата подготовки специалиста, а также дана характеристика обучающихся в университетах с точки зрения их ценностей и установок. Методология. Статья представляет собой кейс-стади современной России на основе альтернативных данных: материалов анкетного опроса студентов высших учебных заведений Российской Федерации посредством сети Интернет через адресную рассылку на электронные адреса студенческих групп, анализа статистических данных. В исследовании приняли участие 27 вузов. Исследование вполне может рассматриваться как пилотажное, так как в структуре выборки присутствуют все федеральные округа, студенты разных направлений и разных уровней, однако говорить о полной репрезентативности (по курсам, специальностям и направлениям) нельзя. Всего в опросе приняли участие 1500 человек. Результаты исследования. Исследование показало, что у студентов в университетах высокий спрос на приобретение навыков, которые востребованы на рынке труда. Это обусловлено тем, что многие специалисты с высшим образованием, во-первых, не могут трудоустроиться по полученной специальности, а во-вторых, заработная плата у людей без опыта работы и практических навыков довольно низкая. Высшее образование РФ, пройдя трудный путь реформ, должно сосредоточиться на повышении качества образования. Также исследование выявило проблему отсутствия глубоких исследований рынка труда и его будущего. Перспективы исследования. Исследование рассматривает развитие университетов с позиции теории потребительского поведения. Авторы коснулись глубинных причин снижения престижности высшего образования. Статья может быть интересна как менеджменту вузов, так и преподавателям.

The purpose of this study is to study the value orientation of young people studying at universities in the Russian Federation and their ideas about the effectiveness of specialist training. In the course of the research, a justification for obtaining higher education was given from the perspective of the theory of consumer behavior, a pilot questionnaire survey of students at universities in the Russian Federation was conducted in order to determine the factors influencing the efficiency of the process and the result of specialist training, as well as the characteristics of teachers at universities in terms of their cost and installation. The methodological basis. The article is a case study of modern Russia based on alternative data: materials from a questionnaire survey of students of higher educational institutions of the Russian Federation via the Internet, through direct mailing to the email addresses of student groups, analysis of statistical data. 27 universities took part in the reception. The study can well be considered as a pilot study, since during the election campaigns all federal districts, students of different levels and different levels are being conducted. However, it is impossible to talk about complete representativeness (by courses, specialties and areas). A total of 1,500 people took part in the survey. Research result. The study showed that university students require the acquisition of skills that are in demand in the labor market. This is due to the fact that many specialists with higher education, firstly, cannot find employment in their specialty, and secondly, the salary plan for people without work experience and practical skills is sufficiently secure. Higher education in the Russian Federation, following the difficult path of reform, should focus on improving the quality of education. The study also revealed the problem of the results of research on the labor market and its future. The prospect of the study. The study examines the development of universities from the perspective of the theory of consumer behavior. The authors touched upon the deep reasons for the decline in the prestige of higher education. The article may be of interest to both university management and teachers.

Авторы
Бельчик Т.А.1 , Попкова Е.Г. 2
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
275-292
Статус
Опубликовано
Том
16
Год
2023
Организации
  • 1 Кемеровский государственный университет
  • 2 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Ключевые слова
higher education; universities; value orientations of students; labor market; motives; quality of education; высшее образование; университеты; ценностные ориентации студентов; рынок труда; мотивы; качество образования
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/108281/
Поделиться

Другие записи

Литвинова Т.Н., Земскова О.М., Тихомиров К.Ю.
Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. Том 16. 2023. С. 140-152