Психологические барьеры принятия цифровой образовательной среды студентами российских университетов

Внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в высшее образование - сложный и многоплановый процесс, нередко сопровождающийся сопротивлением, которое может объясняться разными причинами, в том числе и психологическими барьерами. Среди психологических барьеров выделяют: негативные переживания в учебной деятельности, некоторые личностные черты, препятствующие принятию ЦОС, недостаточный уровень культуры саморегуляции поведения. Выделение таких барьеров принятия ЦОС студентами российских университетов и было целью настоящего исследования. На выборке студентов Российской Федерации (N=1059, возраст 22,3 ± 7,1 года) измерены следующие показатели: отношение к учебной деятельности (методика диагностики переживаний в деятельности); ресурсы саморегуляции (методики самоактивации личности и стиля саморегуляции поведения); личностные черты (Пятифакторный опросник личности); определено отношение к обучению в ЦОС (Шкала оценки ЦОС университета). С помощью кластерного анализа (метод k-средних) выделены контрастные группы респондентов, различающиеся по оценкам принятия цифровой образовательной среды университета: «принимающие» и «сопротивляющиеся». Выделенные группы различаются по доброжелательности и добросовестности, причем оба этих качества выше в группе принимающих обучение в ЦОС. «Принимающие» обладают также более высоким уровнем самоактивации и саморегуляции поведения: лучше планируют цели, программируют свои действия и моделируют значимые условия достижения целей. Студенты, принимающие и не принимающие ЦОС, различаются по паттернам переживаний в учебной деятельности: «сопротивляющиеся» прилагают больше усилий в учебной деятельности при меньшем удовольствии, для них характерны такие переживания, как бессмысленность и пустота. Вместе с тем, психологические барьеры имеют преходящий характер, и студенты с течением времени способны их преодолеть при соответствующей поддержке.

The implementation of digital educational environment (DEE) in higher education is a complex and multifaceted process, often accompanied by opposition. The opposition may be due to various reasons, among which psychological barriers can be mentioned, for example, negative experiences in educational activity, personality traits that prevent DEE acceptance, an insufficient level of behavioral self-regulation. The identification of such barriers by university students was the main aim of present research. Using a sample of students from various universities (N=1059, age 22.3 ± 7.1 years), the following indicators were measured: attitude towards educational activity (Activity-Related Experiences Assessment technique); the resources of self-regulation (SelfActivation and the Style of Behavior Self-regulation questionnaires); personality traits (Big Five Inventory-2), and the attitude towards learning in DEE (AUDEE Scale). Cluster analysis (k-means method) allowed to identify two contrasting groups of students, differing in their assessments of the university DEE: acceptance group and resistance group. The selected groups differ in agreeableness and conscientiousness, and both of these qualities are higher in the group that has positive attitude towards learning in DEE. Acceptance group also has a higher level of self-activation and selfregulation: its members better plan goals, program their actions and model significant conditions for achieving goals. Students from resistance group make more efforts in learning activities with less pleasure, they are characterized by such experiences as meaninglessness and emptiness (void). At the same time, psychological barriers are of transient nature, and students are able to overcome them over time with appropriate support.

Авторы
Одинцова М.А.1 , Радчикова Н.П.1 , Сорокова М.Г.1 , Полянская Е.Н. 2, 3 , Чернов Д.Н.2 , Васягина Н.Н.4 , Ходякова Н.В.5
Издательство
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
141-156
Статус
Опубликовано
Том
18
Год
2023
Организации
  • 1 Московский государственный психолого-педагогический университет
  • 2 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
  • 3 Российский университет дружбы народов
  • 4 Уральский государственный педагогический университет
  • 5 Академия управления МВД России
Ключевые слова
digital educational environment; university students; psychological barriers; AUDEE scale; experience in activity; personality traits; self-activation; style of self-regulation of behavior; цифровая образовательная среда; студенты вуза; психологические барьеры; шкала оценки ЦОС университета; переживание в деятельности; личностные черты; самоактивация; стиль саморегуляции поведения
Цитировать
Поделиться

Другие записи

АЛИЕВА Т.И.
Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В.Г. Гака: сборник статей по итогам VIII международной конференции. Москва, 20-24 марта 2023. Том 8. Спутник+. 2023. С. 303-308