ПРОБЛЕМА ВОЛИ И ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ: ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ

В статье авторы рассматривают историко-психологический экскурс проблемы воли и волевой регуляции в контексте отечественных психологических школ. Автор считает, что многие, особенно психологические школы в советский период развития психологии ставили и по-своему решали вопросы подходов, механизмов, закономерностей воли и волевой регуляции. В статье предложен краткий анализ на примере на примере московской, пермской, рязанской и грузинской психологических школ. Историко-психологических анализ доказывает, что для формирования научной теории воли необходимы выбор исходного понятия, содержание которого должно быть определено с позиции ключевого теоретического положения, а также разработка системы понятий, каждое из которых соотносится с исходным понятием и служит для отражения одной из сторон предмета познания.

In the article the authors examine the historical and psychological excursus of the will issue and volitional regulation in the context of national psychological schools. The author believes that many psychological schools, particularly those of the Soviet period of psychology development, had set and solved the issues of approaches, mechanisms, patterns of will and volitional regulation in their own way. The article offers a brief analysis illustrating the approaches of Moscow, Perm, Ryazan and Georgian psychological schools. Historical and psychological analysis proves that the formation of a scientific theory of will requires the choice of an initial concept, the content of which should be determined from the position of a key theoretical point together with the development of a system of notions, that correlates with the original concept and serves to reflect one of the sides of the cognition subject.

Авторы
Сборник материалов конференции
Язык
Русский
Страницы
173-179
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
Ключевые слова
история отечественной психологии; московская психологическая школа; пермская психологическая школа; грузинская психологическая школа; рязанская психологическая школа; воля; волевая регуляция; волевая активность; Л.И. Божович; А.Н. Леонтьев; В.И. Иванников; В.С. Мерлин; Ш.Н. Чхартишвили; В.И. Селиванов; В.К. Калин; history of Russian psychology; Moscow Psychological School; Perm Psychological School; Georgian Psychological School; Ryazan psychological school; will and volition; volitional regulation; volitional activity; L.I. Bozhovitch; A.N. Leontiev; V.I. Ivannikov; V.S. Merlin; Sh.N. Tchkhartishvili; V.I. Selivanov; V.K. Kalin
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/108170/
Поделиться

Другие записи

Maiborodin I.V., Maslov R.V., Marchukov S.V., Klochkova S.V., Sheplev B.V., Maiborodina V.I., Ryaguzov M.E., Lushnikova E.L.
Бюллетень экспериментальной биологии и медицины Клеточные технологии в биологии и медицине. New York Consultants BureauSpringer / Автономная некоммерческая организация Издательство Российской академии медицинских наук. Том 175. 2023. С. 138-143