Статья посвящена анализу рассказа М.Горького «Голубая жизнь», который вошёл в цикл «Рассказы 1922-1924 годов» и неоднократно являлся объектом литературоведческих исследований. Однако не все аспекты изучения произведения получили достаточное освещение. Поэтому основной целью статьи является попытка осмыслить рассказ «Голубая жизнь» через его цветовую символику, помогающую раскрыть характеры персонажей произведения, их мысли, чувства, неосознаваемые движения души и поступки. Научная новизна работы обусловлена выбором актуального для горьковедения аспекта анализа - рассмотрения новаторства писателя средствами модернистской поэтики. Авторы отмечают, что цветовую символику рассказа «Голубая жизнь» можно рассматривать с точки зрения модернистского искусства и традиций немецкого романтизма, а также традиций русских поэтов-символистов, но сначала необходимо разобраться в восприятии её в различных культурах. Цвета, чаще всего употребляемые М.Горьким в рассказе, неразрывно соединены с основным лейтмотивным голубым цветом, непосредственно связанным с Богом. Авторы приходят к выводу, что цветовой фон создан писателем для осмысления читателем его произведения. Проследив текстовую закономерность «усиления» и «убывания» цветовых картин и выявив частотное соотношение цветовых характеристик, можно определить, какую роль играет тот или иной цвет в жизни персонажа. Через символику цвета читатель гораздо раньше основного хода событий определит, что может произойти с действующим лицом и что скрывается за его внешним обликом, а также о чем он мечтает и что пытается совершить.
The article is devoted to the analysis of M. Gorky’s story “Blue Life”, which was included in the cycle “Stories of 1922-1924” and has repeatedly been the object of literary studies. However, not all aspects of the study of the work have received sufficient coverage. Therefore, the main goal of the article is an attempt to comprehend the story “Blue Life” through its color symbolism, which helps to reveal the characters of the characters in the work, their thoughts, feelings, unconscious movements of the soul and actions. The scientific novelty of the work is due to the choice of an aspect of analysis that is relevant for Gorky studies - consideration of the writer’s innovation through the means of modernist poetics. The authors note that the color symbolism of the story “The Blue Life” can be considered from the point of view of modernist art and the traditions of German romanticism, as well as the traditions of Russian symbolist poets, but first it is necessary to understand its perception in different cultures. The colors most often used by M. Gorky in the story are inextricably linked with the main leitmotif blue color, directly associated with the God. The authors come to the conclusion that the color background was created by the writer for the reader to comprehend his work. By tracing the textual pattern of “increasing” and “decreasing” color patterns and identifying the frequency relationship of color characteristics, it can be determined what role this or that color plays in the life of a character. Through the symbolism of color, the reader will determine much earlier than the main course of events what can happen to the character and what is hidden behind his appearance, as well as what he dreams of and what he is trying to accomplish.