В статье рассматривается отношение общественного мнения России, нашедшего отражение в ряде периодических изданий, к национально-религиозным выступлениям в Туркестане, которые принимали зачастую антиправительственный и антирусский характер. Выявляются, систематизируются и анализируются взгляды публицистов, представлявших различные идеологические течения российского общества, на мусульманское движение в Средней Азии. Особое внимание уделяется их восприятию и оценкам реакции имперской власти на протестные выступления местного населения. Подчеркивается, что в печати понятие «мусульманские» чаше всего использовалось для обозначения религиозных движений в Русском Туркестане. Проведенный анализ дает возможность установить взгляды публицистов на отношения центра и присоединенных среднеазиатский территорий, их понимание национального вопроса и особенностей протестных движений в Туркестане, причин и характера восстаний в регионе. При этом различия в подходах служат одним из критериев определения сущности и особенностей идейно-политических направлений страны. Консервативный лагерь общественно-политической мысли России представляли журналы «Военный сборник», «Вопросы колонизации», «Исторический вестник», «Русское обозрение», «Туркестанские епархиальные ведомости». Выразителем либеральной мысли являлись журналы «Вестник Европы» и «Русская мысль». Журнал «Нива» представлял собой еженедельник, не имевший четкой идеологической окраски и ориентировавшийся на демократические слои общества.
The article examines the attitude of Russian public opinion, reflected in a number of periodicals, to the national-religious uprisings in Turkestan, which often took on an anti-government and anti-Russian character. The views of publicists representing various ideological currents of Russian society on the Muslim movement in Central Asia are identified, systematized and analyzed. Particular attention is paid to their perception and assessment of the reaction of the imperial authorities to the protest actions of the local population. It is emphasized that in the press the concept of “Muslim” was most often used to refer to religious movements in Russian Turkestan. The analysis carried out makes it possible to establish the views of publicists on the relationship between the center and the annexed Central Asian territories, their understanding of the national question and the characteristics of the protest movements in Turkestan, the causes and nature of the uprisings in the region. At the same time, differences in approaches serve as one of the criteria for determining the essence and characteristics of the ideological and political directions of the country. The conservative camp of social and political thought in Russia was represented by the magazines “Military Collection”, “Issues of Colonization”, “Historical Bulletin”, “Russian Review”, “Turkestan Diocesan Vedomosti”. The journals Vestnik Evropy and Russkaya Mysl were the spokesmen for liberal thought. The Niva magazine was a weekly newspaper that did not have a clear ideological coloring and was oriented towards the democratic strata of society.