Об исследовании факторов восприятия фейковых новостей массовой аудиторией (кейс студенческой молодежи)

В статье рассматривается проблема восприятия ложной (фейковой) информации массовой аудиторией, в особенности учащейся молодежью. Фейковая информация сегодня подобна вирусам, которые мгновенно «заражают» массу получателей. Отдельной категорией фейковой информации выступают фейковые новости, самое страшное последствие которых - реальные действия людей на основании недостоверной, не соответствующей фактам объективной реальности информации. Студенты являются активной социальной группой и основными потребителями информации социальных сетей, где в основном циркулируют фейки. Фейковые новости являются продуктом эпохи постправды, характеризующейся состоянием социума, когда правдой становятся те факты и ситуации, в которые верит общественность. В статье социально-психологические факторы, влияющие на восприятие фейковой информации студенческой молодежью, и которым следует уделять внимание при проведении социологических исследований по данному вопросу. В качестве социально-психологических факторов выделяются: социальные установки, когнитивные искажения, вопросы доверия и эмоциональный интеллект. Рассмотрена структура социальной установки и сделан вывод с опорой на когнитивистские теории, что фейковые новости, влияя на аффективный компонент социальной установки за счет содержащегося в них эмоционального заряда влекут изменение социальной установки. Значимую роль в этом процессе играют когнитивные искажения: эффект Даннинга-Крюгера, эвристика аффекта и предвзятость подтверждения. Авторы приходят к выводу, что низкий уровень доверия другим людям и социальным институтам актуализирует проблему доверия фейковым новостям в российском обществе. На основании результатов опросов установлено, что студенчество верит ложной информации больше, чем истинной, не способно отличить обман, а при определении опираются на интуицию и догадки. На основании экспериментов, проведенных социологами из РУДН показано, что эмоциональный интеллект не оказывает прямого влияния на компетентность в распознавании фейковых новостей, но влияет на критичность в оценке своих способностей к распознаванию таковых. Результатом статьи стали рекомендации по выбору социально-психологических факторов для дальнейшего изучения вопроса, основным из которых является учет показателей IQ наряду с EQ, что позволит разработать научно-практические рекомендации по снижению доверия фейковым новостям.

The article deals with the problem of perception of false (fake) information by mass audience, especially by students. Fake information today is similar to viruses that instantly "infect" the mass of recipients. A separate category of fake information is fake news, the worst consequence of which is real actions of people based on unreliable information that does not correspond to the facts of objective reality. Students are an active social group and the main consumers of information of social networks where fakes are mainly circulated. Fake news is a product of the post-truth era, characterized by the state of society when the truth becomes those facts and situations that the public believes in. The paper analyses the socio-psychological factors that influence the perception of fake information by student youth. Authors highlights the following socio-psychological factors: social attitudes, cognitive distortions, trust issues and emotional intelligence. The structure of social attitudes is considered and the conclusion is made on the basis of cognitive theories that fake news influencing the affective component of social attitudes changes these attitudes. Cognitive distortions such as the Dunning-Kruger effect, affect heuristics, and confirmation bias play a significant role in this process. The authors conclude that the low level of trust actualizes the problem of trust fake news in Russian society. Authers found that students believe false information more than true information, they are unable to distinguish deception. They use the intuition when try to understand if the information is fake. Emotional intelligence does not directly influence competence in recognizing fake news but influences criticality in assessing one's ability to recognize it. Further study of the issue should consider IQ and EQ indicators for developing scientific and practical recommendations to reduce trust in fake news.

Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
128-146
Статус
Опубликовано
Том
14
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
fake news; emotional intelligence; cognitive distortions; social attitude; trust; focus group; student population; experiment; фейковые новости; эмоциональный интеллект; когнитивные искажения; социальная установка; доверие; эксперимент; фокус-группа; студенчество
Цитировать
Поделиться

Другие записи