Лингвистический абсолютизм в "Вакьяпадии" Бхартрихари

Лингвистическую философию Бхартрихари в современных исследованиях принято ассоциировать с учением о лингвистическом Абсолюте (Шабда-Брахмане) и о трех уровнях речи. Однако в тексте «Вакьяпадии» каждое из этих учений упоминается однократно и крайне лаконично. Существенно чаще Бхартрихари ссылается на буддийское по духу представление о языке как концептуализации или умственном конструировании (викальпа). Онтологический статус абсолютной речи в учении «Вакьяпадии» не вполне прояснен. Основываясь на данных из более ранних брахманистских произведений, а также на критике философии Бхартрихари в «Шивадришти» Сомананды, можно предположить, что Бхартрихари не склонен был отождествлять Брахмана, «наделенного словесной природой», с предельным Абсолютом и скорее резервировал для него некий «промежуточный» онтологический статус. Учение о двух Брахманах (Высшем и «низшем») впервые было сформулировано в ранних Упанишадах, впоследствии получило развитие в школах веданты. В учении Бхартрихари звук (śabda), понимаемый как квинтэссенция Вед, относится именно к «низшему» Брахману, тогда как предельный Брахман трансцендентен миру и лишен акустических характеристик.

Bhartṛhari’s ontological teaching is usually identified with the concept of linguistic Absolute (Śabda-Brahman) and with the three levels of speech. However, in his main opus the ‘Vākyapadīya’, each of these concepts is mentioned only on a single occasion and in a brief manner. It is not a rare case that in different contexts Bhartṛhari considers language a mental construction, or conceptualization (kalpanā or vikalpa). The latter concept was introduced under the influence of Buddhist philosophy. The Buddhists who criticized ontological concepts of Brahmanic schools were Bhartṛhari’s main opponents, so he could appeal to vikalpa in order to avoid their criticism. The ontological status of the Absolute speech in the ‘Vākyapadīya’ remains unclear. Bhartṛhari does not address this question explicitly, however, the discussions on Śabda-Brahman in early Brahmanic works, as well as Somānanda’s critique of the philosophy of the Grammarians expressed in the ‘Śivadṛṣṭi’ give evidence that he did not straight-forwardly identify Brahman ‘endowed with linguistic nature’ (śabdatattva) with the ultimate Absolute (Parabrahman). On the contrary, in his ontological system the Supreme Speech is considered an ‘intermediate’ form of the Absolute. This view derives from the teaching of the ‘two Brahmans’ in the Early Upaniṣads. For Bhartṛhari, the lower Brahman might be the basis of the phenomena, while the ultimate Brahman is transcendent to the phenomenal world. Word or sound (śabda) understood as the essence of the Vedas and a means of concentration of mind belongs to the ‘lower’ Brahman, whereas the ultimate Brahman is devoid of phonic or linguistic characteristics.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет"
Номер выпуска
10
Язык
Русский
Страницы
132-142
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2023
Организации
  • 1 Институт восточных рукописей Российской академии наук
  • 2 Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
Ключевые слова
Bhartṛhari; Vākyapadīya; Śabda-Brahman; INDIAN philosophy; Indian traditional grammar; vikalpa; buddhist philosophy; Бхартрихари; Вакьяпадия; Шабда-Брахман; индийская философия; индийская грамматическая традиция; викальпа; буддийская философия
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/107740/
Поделиться

Другие записи

Дугалич Н.М.
Теория языка и межкультурная коммуникация. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Курский государственный университет. 2023. С. 46-58