Статья посвящена актуальной проблеме личностного доверия студентов в условиях сетевой активности. Изучение личностного доверия студентов в коммуникативной сетевой активности несет научную значимость из-за широкого включения Интернета в жизнедеятельность. Личностное доверие в виртуальном мире регулирует поведение человека. Цель статьи - выявить особенности личностного доверия студентов в коммуникативной сетевой активности. Методология и методы исследования. В статье применялись методы исследования: теоретический, эмпирический, методы математической обработки психологических данных: Xr2 -критерий Фридмана, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Компьютерная обработка данных осуществлялась с использованием программных пакетов «Excel» и «IBM SPSS Statistics 21». Использован комплекс следующих методик: «Методика изучения доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе» (А. Б. Купрейченко) (авторами внесен дополнительный конструкт «виртуальный мир»); «Опросник проблемного использования социальных сетей» (Н.А.Сирота, Д.В.Московченко, В.М.Ялтонский, А.В.Ялтонская); «Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий» (А.Н. Татарко, Е.В Макласова, З.Х Лепшокова, В.Н Галяпина, М.В Ефремова, Д.И Дубров, М.А. Бульцева, Е.В Бушина, А.А Миронова). Эмпирическая база исследования составила 200 респондентов: юноши - 100 человек, девушки - 100 человек. Средний возраст 20,6 лет. Результаты и научная новизна. Впервые рассматривается личностное доверие студентов в коммуникативной сетевой активности. В результате эмпирического исследования получены выводы о том, что у студентов в виртуальном мире преобладает доверие к себе. Сравнительный анализ по основанию гендеру показал, что девушки больше доверяют другим людям в сети, чем юноши. Обнаружены различия по шкалам «Доверие к другим людям», «Компульсивное использование», «Когнитивная поглощенность», «Совершение экономических действий», «Использование смартфона». В ходе анализа выявлены значимые взаимосвязи между компонентами личностного доверия и коммуникативной сетевой активностью. Высокий уровень доверия к себе снижает тревожное мысленное возвращение в виртуальность, растущее доверие к другим людям способствует чувству комфорта и безопасности в коммуникации, а при проявленном доверии к виртуальному миру возрастает стремление регулярного в нем пребывания. Практическая значимость. Полученные результаты в ходе исследования особенностей личностного доверия студентов в коммуникативной сетевой активности могут быть использованы для организации цифровой образовательной среды и составления практических рекомендаций для проведения тренинговой работы с целью формирования навыков цифровой компетенции.
The article is devoted to the actual problem of personality trust of students in the conditions of network activity. The study of students’ personality trust in communicative network activity is of scientific significance due to the widespread inclusion of the Internet in life. Personality trust in the virtual world regulates human behavior. The aim of the study is to identify the features of students’ personality trust in communicative network activity. Methodology and methods of research. The article used research methods: theoretical, empirical, methods of mathematical processing of psychological data: Friedman’s Xr2-criterion, Mann-Whitney U-criterion, Spearman’s rank correlation coefficient. Computer data processing was carried out using the software packages “Excel” and “IBM SPSS Statistics 21”. A set of the following methods was used: “Methodology for studying the trust/distrust of a person to the world, other people, and oneself” (A. B. Kupreichenko) (the authors introduced an additional construct “virtual world”); “Questionnaire for problematic use of social networks” (N.A. Sirota, D.V. Moskovchenko, V.M. Yaltonsky, A.V. Yaltonskaya); “Methodology for assessing involvement in the use of information and communication technologies” (A.N. Tatarko, E.V. Maklasova, Z.H. Lepshokova, V.N. Galyapina, M.V. Efremova, D.I. Dubrov, M.A. Bultseva, E. .V Bushina, A.A Mironova). The empirical base of the study consisted of 200 respondents: boys - 100 people, girls - 100 people. Average age 20,6 years. Results and scientific novelty. For the first time, the personality trust of students in communicative network activity is considered. As a result of the empirical study, conclusions were drawn that self-confidence prevails among students in the virtual world. A comparative analysis based on gender showed that girls trust other people online more than boys. Differences were found on the scales “Trust in other people”, “Compulsive use”, “Cognitive absorption”, “Committing economic actions”, “Smartphone use”. The analysis revealed significant relationships between the components of personality trust and communicative network activity. A high level of self-confidence reduces anxious mental return to virtuality, growing trust in other people contributes to a feeling of comfort and security in communication, and with demonstrated trust in the virtual world, the desire to regularly stay in it increases. Practical significance. The results obtained during the study of the characteristics of students’ personality trust in communicative network activity can be used to organize a digital educational environment and make practical recommendations for conducting training work in order to develop digital competence skills.