В данной статье ключевой для китайской духовной культуры символ дракона рассмотрен в переходный период от рода к государству. Автор анализирует процессы трансформации мифологического символа дракона в генезисе китайской философии, демонстрирует, что наряду с процессами эвгемеризации, антропоморфизма и десакрализации символа дракона происходило одновременное закрепление его в письменной традиции, встраивание в философские категориальные схемы. В статье подробно рассмотрен архетипический мотив битвы Героя и Дракона: делается вывод о том, что этот мотив может указывать на утрату человеком внутриродового единства и целостности с природным окружением, на изменение самого человеческого сознания - отделение рационального (логического) сознания от магического. В статье также анализируется символ дракона в космогонических мифах древнего Китая. Автор полагает, что в космогонических мифах переосмысляется цикл «жизни-смерти-возрождения» в новом качестве «бытия-космоса - небытия-хаоса - порождения космоса». Образ змеи или дракона при этом проявляется на всех уровнях: он предстает одновременно как бесконечно-становящееся (мир бытия), бескрайне-пустотное (мир инобытия, небытия или хаоса) и постоянно-порождающее (творческая сила); как пребывающее в самом себе и постоянно проявляющее себя, то сворачиваясь, то распрямляясь.
The article analyses the symbol of the Chinese dragon in the transitional period from clan society to state. Author demonstrates the processes of transformation of the mythological dragon symbol in the genesis of Chinese philosophy, and shows that along with the processes of euhemerization, anthropomorphism and desacralization of the dragon symbol, it was simultaneously fixed in the written tradition, embedded into philosophical categorical schemes. The article analyses the archetypal motif of the fight between the Hero and the Dragon: it is concluded that the Dragon Slayer myth may indicate the loss of intra-clan unity and integrity with the natural environment, as well as the change in human consciousness itself (the separation of rational (logical) thinking from magical consciousness). The article also analyzes the symbol of the dragon in the cosmogonic myths of Ancient China. Author believes that in cosmogonic myths the cycle of “life-death-rebirth” is rethought in a new quality of “cosmoschaos-generation of the cosmos”. At the same time, the image of a snake or dragon manifests itself at all levels: it appears simultaneously as the world of being (cosmos), boundless-empty world of non-being or chaos and as constantly generating creative force.