Рассматриваются актуальные исследования современных авторов по теме статьи, базовые характеристики эффективного взаимодействия преподавателей университета и студентов, конструирование педагогического общения на принципах человеко- и природосообразности. В качестве общих признаков психологически безопасной экологичной образовательной среды выдвигаются субъект-субъектные отношения, формирование благоприятной атмосферы профессионального и межличностного общения путем сотрудничества и совместной деятельности участников образовательного процесса. Сравниваются различные подходы, эффективные модели и формы педагогического общения, выступающие индикатором профессиональной компетентности преподавателя. Приведены результаты опроса студентов, отражающие степень их удовлетворенности качеством образовательной среды, в том числе взаимодействием с педагогами. Материалы статьи могут быть использованы для инновационного построения профессионального педагогического общения в рамках образовательной экосистемы университета.
The article is devoted to analysis of contemporary authors experience in the field of pedagogical communication within the ecosystem educational environment. It considers the basic characteristics of effective interaction between university lecturers and students, the design of pedagogical communication on the principles of societal and nature conformity. Subject-subject relations, students' competence, the formation of a favorable professional and interpersonal communication are put forward as general signs of a psychologically safe friendly educational environment via collaboration tools. Various conceptual approaches, formation models of a favorable psychological climate are compared to measure lecturer's professional competence level. The article also focuses on the student survey results, reflecting the degree of their satisfaction with the educational environment quality including interaction with teaching staff. The materials of the article can be applied for the innovative design of professional pedagogical communication within the educational ecosystem of the contemporary university.