Работа посвящена исследованию явления духовной культуры Новейшего времени - креационизму. Авторы проводят анализ причин возникновения креационистских учений, а также разрабатывают классификацию форм креационизма. В таковом качестве выделяются и анализируются: библейский креационизм, научный креационизм, теологический эволюционизм, телеологический креационизм, альтеризм, миссионерский креационизм. Библейский креационизм - дословное понимание текстов Библии, относящихся к творению Земли и человека. Научный креационизм - попытка отдельных ученых совместить научные знания с религиозными верованиями. Здесь собираются научные свидетельства в пользу библейского повествования, и, одновременно, рациональные аргументы против научной теории эволюции. Напротив, теологический эволюционизм, особенно в форме конкордизма, пытается примирить научный и религиозный взгляд на эволюцию. Достигается это за счет интерпретации Библейских символов через современные научные понятия, либо созданием новой псевдорелигии (например, тейярдизм). Телеологический креационизм, в современной форме теории разумного замысла (Intelligent Design), популярной в западном протестантизме, привлекая данные естественных наук, подвергает критике основания теории биологической эволюции, демонстрируя таким образом разрыв естественной причинности, с тем чтобы обосновать сверхъестественную целесообразность Вселенной. Альтеризм утверждает, что сама природа мира до первородного греха была иной, поэтому нынешнее познание природы и не может соответствовать изначальному замыслу Бога, отраженному в Библии. Впервые выделенный и исследованный в данной работе миссионерский креационизм стремится интерпретировать Библию с точки зрения понятий и концепций современной науки с целью приблизить человека с уже сформированной научной картиной мира к вере. Показано, что большая часть из приведенных форм проявляет псевдонаучную или псевдорелигиозную сущность. Авторы делают предположение об истоках возникновения креационистских учений, коренящихся в привнесении элементов неоплатонистической философии в христианское учение. Кажущееся же противоречие науки и религии в постижении эволюции природы находит свое объяснение через раскрытие претензии креационизма на понимание мира как «вещи в себе».
The research is devoted to the study of the phenomenon of spiritual culture of Modern times - creationism. Authors analyze the causes of creationist teachings, as well as develop a classification of forms of creationism. As such, the following are distinguished and analyzed: biblical creationism, scientific creationism, theological evolutionism, teleological creationism, alterism, missionary creationism. Biblical creationism is a literal understanding of the texts of the Bible relating to the creation of the Earth and man. Scientific creationism is an attempt by individual scientists to combine scientific knowledge with religious beliefs. It gathers scientific evidence in favor of the biblical narrative, and, at the same time, rational arguments against the scientific theory of evolution. On the contrary, theological evolutionism, especially in the form of concordism, tries to reconcile the scientific and religious view of evolution. This is achieved through the interpretation of Biblical symbols through modern scientific concepts, or by the creation of a new pseudo-religion (for example, Teilhardism). Teleological creationism, in the modern form of Intelligent Design theory, popular in Western Protestantism, using the data of natural sciences, criticizes the foundations of the theory of biological evolution, thus demonstrating the gap of natural causality in order to justify the supernatural purposefulness of the Universe. Alterism asserts that the very nature of the world before original sin was different, therefore, the current knowledge of nature cannot correspond to the original plan of God reflected in the Bible. For the first time, highlighted and explored in this work, missionary creationism seeks to interpret the Bible from the point of view of concepts of modern science in order to bring a person with an already formed scientific picture of the world to faith. It is shown that most of the above forms demonstrate a pseudoscientific or pseudo-religious essence. The authors make an assumption about the origins of creationist teachings rooted in the introduction of elements of Neoplatonic philosophy into Christian teaching. The seeming contradiction between science and religion in understanding the evolution of nature finds its explanation through the disclosure of creationism's claim to understand the world as a "thing in itself".