Концептуализация понятия «свобода» в картине мира иностранных студентов-журналистов

Представлены результаты исследования концептуальной картины мира, формирующейся в сознании иностранных студентов-журналистов во время обучения в российских вузах. Центральное место в системе занимает концепт СВОБОДА, рассмотренный с точки зрения его структурно-смыслового наполнения. Актуальность исследования обусловлена трансформациями в мире в целом и в журналистике в частности, что неизбежно отражается на мировосприятии будущих специалистов и их представлениях о базовой ценности - свободе. Цель данного исследования - определить языковое наполнение рассматриваемого концепта, проанализировав элементы его ядерной, приядерной и периферийной зоны. Исследование было проведено на базе ассоциативного эксперимента с применением синквейна, одной из технологий критического мышления. Разработанное авторами ассоциативное анкетирование позволило отобрать и проанализировать с точки зрения семантического наполнения наиболее частотные лексемы, репрезентующие концепт СВОБОДА в картине мира иностранных студентов-журналистов. В эксперименте приняли участие иностранные студенты-журналисты, обучающиеся на 3-4 курсе РУДН. В результате были сделаны выводы о том, что рассматриваемый концепт предстает в сознании инофонов, обучающихся журналистике в российских университетах, в первую очередь как базовая ценность, ассоциирующаяся с жизнью и счастьем. Результаты настоящей работы могут быть использованы для дальнейшего изучения журналистской картины мира как социо-культурной реальности, создаваемой СМИ.

Conceptualization of the Notion of FREEDOM in the Worldview of Foreign Students of Journalism

The study presents the results of a study of the fragments of the journalistic conceptual worldview. This phenomenon is gradually emerging in the minds of future journalists in course of their studies at Russian universities. The key position in the work is occupied by the concept of FREEDOM. This concept was analyzed for its structural and semantic content. The relevance of the study is due to the continuously ongoing transformations in the world and the media. Such changes inevitably affect the worldview of future specialists and their ideas about the basic value for this profession - freedom . The purpose of the work is to determine the linguistic content of the concept under consideration by highlighting and analyzing its elements of the nuclear, near-nuclear and peripheral zones. The study is based on an associative experiment using a cinquain technique. The associative questionnaire made it possible to select and analyze from the point of view of semantic content the most frequent representing the concept of FREEDOM in the journalistic worldview of foreign students. The experiment was attended by the 3rd-4th year foreign students-journalists studying in RUDN University. As a result, it was concluded that the concept in question appears in the minds of foreign students studying journalism at Russian universities, primarily as a basic value associated with life and happiness, and not as a professional term fixed in dictionaries.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
1
Язык
Английский
Страницы
92-106
Статус
Опубликовано
Том
15
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Финансовый университет при Правительстве РФ
Ключевые слова
концептуальная картина мира; образование журналистов; журналистская картина мира; концепт свобода; русский язык; conceptual worldview; education of journalists; journalistic worldview; concept of FREEDOM; Russian as a foreign language
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Бруффартс Н.С., Москвичева С.А.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 15. 2024. С. 64-77
Токпаева Л.С., Кузембаева Г.А., Спулбер Д.П.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 15. 2024. С. 107-125