Региональные торговые соглашения (РТС) представляют собой важный инструмент мировой торговой системы. Они получают все большее развитие в последние десятилетия, поскольку дополняют действующие договоренности Всемирной торговой организации (ВТО) и ВТО+ и позволяют учесть специфические черты, свойственные отдельным регионам. Принцип обеспечения недискриминационной торговли является основным принципом многосторонней торговли ВТО, позволяя не отдавать предпочтение одному торговому партнеру перед другим. РТС являются по факту исключением из такого подхода в силу того, что именно подписанты пользуются более благоприятными условиями доступа на рынок. При этом ВТО признает законную роль РТС, которые направлены на содействие торговле между его сторонами, однако требует отсутствия создания в них торговых барьеров для третьих сторон. РТС охватывают более половины мировой торговли, и в последние годы были заключены новые трансконтинентальные соглашения - Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство и Африканская континентальная зона свободной торговли. Международному сотрудничеству известны разнообразные виды РТС: от соглашений о свободной торговле до общего рынка, в том числе между странами, территориально граничащими друг с другом, или трансконтинентального характера, базирующиеся на договоренностях ВТО и ВТО+ или носящие протекционистский характер. Отражены последствия РТС для национальных экономик развивающихся стран, выявлено, что в РТС Евросоюз усиленно продвигает свои ценности в качестве абсолютной истины для всех народов и наций, и неприятие их рассматривается в качестве фактора, обусловливающего возможные рестрикции. Другие развитые экономики также накладывали обязательства на подписантов в части обеспечения трансформирования национальных экономик развивающихся стран, но в последние годы этот тренд несколько ослаб. Китай, инициируя РТС, преследует реализацию своих национальных интересов, не навязывая никаких политических, ментальных или социальных аспектов, и при этом готов к выработке взаимоприемлемых компромиссов. Трансформирование РТС в современных условиях реализуется по трем базовым направлениям: предпочтение сохранения полного суверенитета странами-подписантами; включение статей о содействии устойчивому развитию; контроль и мониторинг над обеспечением соблюдения техники безопасности труда, ненанесения ущерба экологической среде, а также использования инструментов ответственного корпоративного ведения бизнеса.
Regional trade agreements (RTAs) are important instruments of the world trade system, which have been increasingly developed in recent decades, since they complement the existing World Trade Organization (WTO) and WTO+ agreements and allow taking into account the specificities of regions. The principle of ensuring non-discriminatory trade is the main principle of multilateral trade of the WTO, or in other words, observes the rule of not favoring one trading partner over another. RTAs are, in fact, an exception to this approach, as it is the signatories that enjoy more favorable market access conditions. At the same time, the WTO recognizes the legitimate role of RTAs in facilitating trade between their parties, but requires that they not create barriers to trade with third parties. RTAs cover more than half of world trade, and new transcontinental agreements have been concluded in recent years: the Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, the Comprehensive Regional Economic Partnership, and the African Continental Free Trade Area. There are different types of RTAs in international cooperation, ranging from free trade agreements to common markets, including between countries of a territorially contiguous or transcontinental nature, based on WTO and WTO+ agreements or protectionist in nature. The article reflects the consequences for the national economies of developing countries, it is revealed that the European Union in the RTAs is actively promoting its values as the absolute truth for all peoples and nations, and their non-acceptance is considered as a factor causing possible restrictions. Other developed economies have also imposed obligations on signatories in terms of ensuring the transformation of the national economies of developing countries, but in recent years this trend has weakened somewhat. China, initiating the RTA, pursues the realization of its national interests, without imposing any political, mental or social aspects, and at the same time is ready to develop mutually acceptable compromises. The transformation of RTАs in modern conditions is carried out in three basic directions: preference for the preservation of full sovereignty by the signatory countries; the inclusion of articles that condition the promotion of sustainable development; control and monitoring to ensure compliance with labor safety regulations, non-damage to the ecological environment, as well as the use of tools of responsible corporate business conduct.