Журналистика и искусственный интеллект: реверс парадигмы взаимодействия человека и машины. Картирование новой сферы критических исследований медиа

В исследовании впервые предпринята попытка обозначить базовые концептуальные параметры журналистики, опосредованной искусственным интеллектом (ИИ). Изучены технологические изменения и коммуникативные трансформации в этой области, которые влияют на социум и социальные перемены. Выявлен кризис человеко-машинного взаимодействия в журналистике, опосредованной искусственным интеллектом, который априори заложен в сущность процесса обработки информации алгоритмами. Парадигмы обеих журналистик - классической и опосредованной искусственным интеллектом - основаны на человеко ориентированном подходе, однако ИИ-парадигма реверсивна. Журналистика предполагает передачу личных взглядов и опыта через фильтр памяти. Алгоритмы функционируют без учета нюансов личной и социальной памяти, тем самым разрушая основные принципы журналистской профессии. Утрата подлинной, «аналоговой» памяти журналистами и их аудиториями и специфика цифровой «памяти» алгоритмов ставят под угрозу фундаментальную социальную роль журналистики в поддержании общественного порядка. Переосмысливая феномен ИИ как коммуникацию человека и машины, человека и алгоритмов, авторы предлагают ввести термин «журналистика коммуникативного искусственного интеллекта». На базовом технологическом уровне термин основан на различных формах автоматизации и встроен в цифровые инфраструктуры; на социетальном уровне - предназначен для центральной цели журналистики и вплетен в человеческие практики. Оба уровня обратимы. Предложенный термин мог бы служить обобщающим, зонтичным для совокупности журналистской деятельности, основанной на искусственном интеллекте. Термин устраняет противоречия не только в человеко-машинном общении, но и проясняет суть применения ИИ в журналистике, исследованиях медиа и для пользователей. Появление и расширение медийных практик, основанных на ИИ, предполагает появление иных кризисных концептуальных противоречий. Обозначенные реалии провоцируют формирование новых областей исследований медиа и в частности возникновение критических исследований медиа, опосредованных искусственным интеллектом.

Artificial journalism: the reverse of human-machine communication paradigm. Mapping the field of AI critical media studies

The study for the first time endeavours to elucidate the distinct conceptual nuances of AI-driven journalism, exploring how it reshapes the core technological and communicative attributes of the field while influencing societal dynamics. The crisis within AI-driven human-machine interaction in journalism rooted in the essence and processing of information is defined. Despite the paradigm of journalism is rooted in a human-centered approach, its AI-driven paradigm is the same - but in a reversible mode. Journalism involves the translation of personal perspectives and experiences through the filter of memory. Algorithms function without the nuances of personal and social memory, thereby undermining the core principles of the journalistic profession. The loss of genuine, “analog” memory among journalists and their audiences, alongside the digital “memory” of algorithms, jeopardizes the fundamental societal role of journalism-upholding social order. Re-thinking the AI phenomenon as artificial communication, the authors propose the term “artificial journalism”. At the basic technological level it is based on various forms of automation and embedded within digital infrastructures; at the societal level it is designed for the central purpose of journalism and entangled with human practices. Both the levels are reversible. The term could serve as an umbrella term for all the AI-driven journalism activities. Also it removes contradictions not only in human-machine communication but clarify the essence of AI performance in journalism and media studies, and for the users. The emergence of AI-driven media practices opens the basic crisis conceptual contradictions which provokes new realms of research and necessitates the establishment of critical AI media studies.

Авторы
Шилина М.Г.1, 2 , Волкова И.И. 3 , Бомбин А.Ю.4 , Смирнова А.А.4
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
4
Язык
Английский
Страницы
757-768
Статус
Опубликовано
Том
28
Год
2023
Организации
  • 1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
  • 2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • 3 Российский университет дружбы народов
  • 4 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Ключевые слова
automated journalism; artificial intelligence; communicative AI; artificial com-munication; artificial journalism; reversion; memory; crisis; AI-driven media trust divide; AI critical media studies; автоматизированная журналистика; коммуникативный искуственныйинтеллект; опосредованная искусственным интеллектом коммуникация; опосредованная искусственным интеллектом журналистика; реверсия; память; кризис; подрыв доверия
Дата создания
09.04.2024
Дата изменения
09.04.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/106796/
Поделиться

Другие записи

Цзи П.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 28. 2023. С. 679-692
Пынина Т.Ю.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 28. 2023. С. 790-799