Перспективы перехода стран БРИКС к модели устойчивого развития (на примерах Бразилии и Китая)

Разработанная под эгидой ООН концепция устойчивого развития предполагает, что развивающиеся страны могут одновременно и поддерживать быстрый экономический рост, и решать задачи сохранения окружающей среды. Однако в реальности для достижения такого баланса требуется пройти долгий путь. Гипотеза об «экологической кривой Кузнеца» (ЭКК) предусматривает, что на ранних стадиях индустриализации загрязнения и деградация окружающей среды в стране усиливаются, но после достижения определенного уровня подушевого ВВП тенденция меняется на противоположную. Иначе говоря, «устойчивое развитие» становится возможным только при сравнительно высоком уровне подушевого дохода. Эти закономерности прослеживаются в статье на примерах двух государств БРИКС: Бразилии как ресурсообеспеченной страны с плюралистической политической системой и Китая как ресурсодефицитной страны с партократическим политическим режимом. Бразилия является классическим примером страны, щедро обеспеченной всеми необходимыми ресурсами для экстенсивного роста. Поэтому для нее переход к интенсивному росту не является экзистенциальной задачей. Однако обладание такими природными богатствами накладывает на страну определенные обязательства по их сохранению. У китайского партократического государства набор инструментов экологической политики не сводится только к правовым и экономическим, он включает в себя и политико-идеологические методы воздействия на общество. Однако эффективность их относительно невысока, главным образом - из-за неразделенности государственных и корпоративных элит. Сохранение среды «мягких бюджетных ограничений», т.е. доступность госфинансирования для предприятий, провоцирует создание все новых загрязняющих окружающую среду производственных мощностей. С середины 2010-х годов экологическая ситуация в Китае стала меняться к лучшему, что связано как с усилением централизма в природоохранной политике, так и с активизацией деятельности экологических неправительственных организаций. Возможно, «поворотный пункт» ЭКК уже пройден, по крайней мере в наиболее развитых восточных провинциях Китая. Однако дальнейшее движение вдоль ЭКК может тормозиться самими сложившимися политическими и экономическими институтами. Изучение опыта и Бразилии, и Китая полезно для адекватного прогнозирования тех экологических проблем, с которыми может столкнуться Россия в случае ускорения экономического роста.

The concept of sustainable development created under the auspices of the United Nations assumes that developing countries can simultaneously carry out a rapid economic growth and solve environmental conservation problems as well. However, in reality, it takes a long way to achieve such a balance. The hypothesis of the «environmental Kuznets curve» (EKC) presupposes that in the early stages of industrialization, pollution and environmental degradation in the country increase, but after reaching a certain level of per capita GDP, the trend changes to the opposite. In other words, «sustainable development» becomes possible only with a relatively high level of per capita income. These patterns are traced in the article drawing from the examples of the two BRICS states: Brazil, as a resource-rich country with a pluralistic political system, and China, as a resource-deficient country with a partocratic political regime. Brazil is a classic example of a country generously provided with all the necessary resources for extensive growth. Therefore, for it, the transition to intensive growth is not an existential task. However, the possession of such natural resources imposes certain obligations on the country to preserve them. In the Chinese party-state, the set of environmental policy tools is not limited only to legal and economic ones, it also includes political and ideological methods of influencing society. However, their effectiveness is relatively low, mainly due to the inseparability of bureaucratic and corporate elites. The preservation of the «soft budget constraints», i.e., the availability of state financing for enterprises, provokes the creation of new polluting production facilities. Since the mid-2010s, the environmental situation in China has begun to change for the better, which is due to both the strengthening of centralism in environmental policy and the intensification of the activities of non-governmental environmental organizations. Perhaps the «turning point» of the EKC has already been passed, at least in the most developed eastern provinces of China. However, further movement along the EKC may be hindered by the established political and economic institutions themselves. Studying the experience of both Brazil and China is useful for an adequate prediction of the environmental problems that Russia may face in the event of accelerated economic growth.

Авторы
Мозиас П.М.1, 2 , Щербакова А.В. 2, 3
Издательство
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
58-82
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 ИНИОН РАН
  • 2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • 3 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
BRICs; brazil; china; sustainable development; environmental Kuznets curve; брикс; Бразилия; китай; устойчивое развитие; экологическая кривая Кузнеца
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Комаров П.О.
Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. Общество с ограниченной ответственностью Научные технологии. 2023. С. 82-89