ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ И ОБРАЗ АФРИКИ В БРИТАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 1945-1960 гг

Кинофильмы создаются в конкретных исторических условиях, испытывают на себе влияние окружающей действительности, господствующей системы ценностей, перерабатывают их и проецируют на экран. Так, довоенное британское кино, впитав идеологический фон конца XIX в., рассказывало о «бремени белого человека» в далеких уголках империи, например в Африке. В нем отразились представления англичан о «черном континенте» как об опасном месте, населенном жестокими дикарями, и другие стереотипы. Но Вторая мировая война и подъем национально-освободительного движения в колониях нанесли ощутимый удар по прежней имперской идеологии, вынудив британских политиков разрабатывать и продвигать новые концепции внутриимперских отношений. В статье мы ставим следующие задачи: выяснить, как начавшийся процесс деколонизации в 1945-1960 гг. повлиял на идеологическое содержание британских фильмов об империи, как в связи с этим изменились подходы к визуальной репрезентации колонизированного «другого» и как эти перемены воспринимались зрительской аудиторией. На примере сюжетов нескольких послевоенных фильмов автор показывает, как новая риторика о Содружестве наций и партнерстве и актуальные события, связанные с освобождением континента из-под власти британцев, повлияли на изображение Африки в художественных фильмах. Делается вывод, что, несмотря на наличие рудиментов прежних идеологических установок, в британском кино стали заметны попытки смягчить тон повествования и представить Африку и африканцев в более благородном свете.

Movies are created in specific historical conditions, influenced by the surrounding reality and dominant values, processed and projected them onto the screen. Thus, pre-war British cinema, having absorbed the ideology of the late 19th century, told about the “white man’s burden” in the far corners of the empire, for example, in Africa. It reflected British ideas about the “dark continent” as a dangerous place inhabited by cruel savages, and other stereotypes. However, the Second World War and the rise of the national liberation movement in the colonies dealt a tangible blow to the old imperial ideology, forcing British politicians to develop and promote new concepts of intraimperial relations. The article has the following tasks: to find out how the process of decolonization that began in 1945-1960 influenced the ideological content of British movies about the Empire, how approaches to the visual representation of the colonized “other” changed in this regard, and how the audience perceived these changes. Using the plots of several post-war films as an example the author shows how the new rhetoric about the Commonwealth of Nations and partnership and current events related to the liberation of the continent from British rule influenced on the depiction of Africa in feature films. It is concluded that, despite the presence of rudiments of previous ideological attitudes, attempts to soften the tone of the narrative and present Africa and Africans in a more noble light have become noticeable in British cinema.

Авторы
Издательство
Институт истории и археологии УрО РАН
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
57-65
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
africa; decolonization; image; cinema; Britain; empire; ideology; африка; деколонизация; образ; кинематограф; британия; империя; идеология
Цитировать
Поделиться

Другие записи