В статье рассматривается проблема коморбидных расстройств при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), которые встречаются не менее чем у 60% пациентов и приводят к дополнительным сложностям внутрисемейной, школьной и социальной адаптации. У детей и подростков с СДВГ отмечается широкая палитра неврологических и соматических нарушений, обусловленных сложными полигенными патогенетическими механизмами. Среди сопутствующей СДВГ патологии частыми расстройствами являются невротические и тревожные проявления, двигательные нарушения: диспраксия, дискоординация, нарушение крупной и мелкой моторики, тики, расстройства поведения, энурез, цефалгия напряжения. Лечение СДВГ должно быть патогенетическим, учитывающим основные симптомы СДВГ и проявления коморбидных расстройств, так как оно достаточно продолжительное. При выборе фармакотерапии предпочтительно использование лекарственных средств с верифицированной эффективностью не только в коррекции СДВГ, но и сопутствующих поведенческих, моторных и эмоциональных нарушений. Важным аспектом в педиатрической клинике является использование препаратов с надежным профилем безопасности.
The problem of comorbid disorders in attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) is considered, which occur in at least 60% of patients and lead to additional difficulties in intra-family, school and social adaptation. Children and adolescents with ADHD have a wide range of neurological and somatic disorders caused by complex polygenic pathogenetic mechanisms. Among the pathologies associated with ADHD in this cohort of children, neurotic and anxiety manifestations, motor disorders: dyspraxia, discoordination, impaired gross and fine motor skills, tics, behavioral disorders, enuresis, tension cephalgia are common disorders. Treatment of ADHD should be pathogenetic, taking into account the main symptoms of ADHD and manifestations of comorbid disorders, since it is quite long. When choosing pharmacotherapy, it is preferable to use drugs with verified efficacy not only in the correction of ADHD, but also concomitant behavioral, motor and emotional disorders. Also an important aspect in the pediatric clinic is the use of drugs with a reliable safety profile.