К ВОПРОСУ ОБ ИСКАЖЕНИИ ОБРАЗА ГЕРОЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Современный отечественный кинематограф можно охарактеризовать одним словом - конвейер. Но если в контексте предприятия, обеспечивающего производство общественно полезной продукции, это понятие воспринимается как фундаментальная основа, то в случае с кинематографом его правильнее трактовать как бедствие общенационального масштаба. И автор нисколько не преувеличивает остроту проблемы и ее глубинный трагизм! Ведь любой продукт искусства - вне зависимости, является ли он общепризнанным шедевром или же частным самовыражением отдельно взятого художника - это, прежде всего, штучный товар. Это сублимация подсознания художника (называемся для упрощения понимания «вдохновением»), реализованная в формате его творения - будь то изваяние скульптора, поэма писателя или кинокартина режиссера. Советский кинематограф на протяжении своей почти 70-летней истории неизменно следовал указанным выше принципам. Ключевыми императивами, содержащими глубинный духовный посыл советскому обществу в кинематографе «доперестроечной» эпохи являлись не только и не столько приверженность «идеям марксизма-ленинизма» (как систематически сокрушаются либералы всех мастей в своих «критических памфлетах»), сколько идеям, составляющим высшие ценности нравственности и гуманизма. Это - честность, порядочность, ответственность, любовь к своим близким, уважение к старшим, и не в последнюю очередь - смелость, и готовность самоотверженно защищать свою Родину! В «перестроечный» период процесс всеобъемлющей ревизии и демонтажа социалистической системы в стране не мог не сказаться и на киноискусстве. Результатом стала постепенная девальвация ценностей, на которых было воспитано три поколения советских граждан. Таким образом, в 90-е годы прошлого столетия некогда самое морально сознательное и нравственно устойчивое общество уже бывшего СССР вступило ментально надломленным и ценностно-дезориентированным. В современных условиях противники самой идеи существования России широко используют культурно-исторический инструментарий как метод духовной борьбы с нашим обществом. Современный российский кинематограф - один из примеров подобной практики.

To the question of the Great Patriotic war hero's image distortion in modern russian cinematography

Modern domestic cinema can be described in one word - conveyor. But if in the context of an enterprise that ensures the production of socially useful products, this concept is perceived as a fundamental basis, then in the case of cinematography it is more correct to interpret it as a national scale disaster. And the author in no way exaggerates the severity of the problem and its deep tragedy! Any product of art, regardless of whether it is a universally recognized masterpiece or a private self-expression of a single artist, is, first of all, a piece goods. This is a sublimation of the artist's subconscious (we call it "inspiration" to simplify understanding), realized in the format of his creation - whether it is a sculpture of a sculptor, a poem by a writer or a film director. Soviet cinema throughout its almost 70-year history has consistently followed the above principles. The key imperatives containing a deep spiritual message to Soviet society in the cinema of the “pre-perestroika” era were not only and not so much adherence to the “ideas of Marxism-Leninism” (as liberals of all stripes systematically lament in their “critical pamphlets”), but to ideas that constitute the highest values of morality and humanism. These are honesty, decency, responsibility, love for your loved ones, respect for elders, and last but not least, courage and readiness to selflessly defend your homeland! During the “perestroika” period, the process of a comprehensive revision and dismantling of the socialist system in the country could not but affect the cinematography. The result was a gradual devaluation of the values on which three generations of Soviet citizens were brought up. Thus, in the 90s of the last century, the once most morally conscious and morally stable society of the former USSR entered mentally broken and value-disoriented. In modern conditions, opponents of the very idea of the existence of Russia widely use cultural and historical tools as a method of spiritual struggle with our society. Modern Russian cinema is one of the examples of such practice.

Авторы
Сборник материалов конференции
Издательство
ООО "Медиапапир"
Язык
Русский
Страницы
223-226
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
cinematography; propaganda; substitution of concepts; patriotism; pseudo-patriotism; кинематограф; пропаганда; подмена понятий; патриотизм; псевдопатриотизм
Цитировать
Поделиться

Другие записи