В статье рассматриваются основные аспекты, оказывающие воздействие на формирование социального интеллекта. Анализируются современные представления о возможной взаимосвязи социального интеллекта с уровнем тревожности людей. Отмечается, что в соответствии с результатами выполненного анализа современных исследований по взаимосвязи социального интеллекта и тревожности допустимо отметить, что уровень образования оказывает двоякую роль, одновременно повышая неуверенность в продуктивных отношениях, как свойство более развитого ума критически относиться к себе, своим достижениям, ресурсности. В то же время, владение определенными техниками поведения, способствующими формированию более продуманного подхода к отношениям, выбору менее рисковой модели поведения, в которой учитываются вероятные опасности выстраивания отношений с людьми, возможно для более высокообразованных людей. Таким образом, выдвигается гипотеза о том, что высокий уровень социального интеллекта не связан прямой корреляцией с образованием и более зависит от жизненного опыта, наличия навыков поведения в социуме, знакомством с различными социальными группами людей, возможно, даже включая маргинальные группы, что является актуальным в настоящее время вызовов и рисков. Делается вывод, что состоявшаяся цифровизация, проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности людей привнесла также двоякие результаты. С одной стороны, значительно упростились возможности выстраивания первоначальных отношений, задействование социальных позволяет отменить живое человеческое общений, выводя естественные проявления эмоций и потребности в социальном контакте на уровень роботизации, перевода их в формат цифрового взаимодействия. В результате формирование реальных, подлинных отношений усложняется и становится призрачным, нереальным, утрачивающим возможность личностной идентификации и выстраивания ситуации совпадения паззлов личностных интересов, притязаний, надежд и чаяний двух или более индивидумов при формировании отношений.
The article discusses the main aspects that influence the formation of social intelligence, which, in turn, determines the level of people's anxiety. It is noted that in accordance with the results of the analysis of modern studies on the relationship between social intelligence and anxiety, it is permissible to note that the level of education has a dual role, while increasing uncertainty in productive relationships, as a property of a more developed mind to be critical of oneself, one's achievements, resourcefulness. At the same time, the possession of certain behavioral techniques that contribute to the formation of a more thoughtful approach to relationships, the choice of a less risky behavior model that takes into account the likely dangers of building relationships with people, is possible for more highly educated people. Thus, a hypothesis is put forward that a high level of social intelligence is not directly correlated with education and is more dependent on life experience, the presence of social behavior skills, acquaintance with various social groups of people, possibly even including marginalized groups, which is relevant in present challenges and risks. It is concluded that the digitalization that has taken place, the application of information and communication technologies in all spheres of human life has also brought twofold results. On the one hand, the possibilities of building initial relationships have become much simpler, the use of social allows you to cancel live human communication, bringing the natural manifestations of emotions and the need for social contact to the level of robotization, transferring them to the format of digital interaction. As a result, the formation of real, genuine relationships becomes more complicated and becomes illusory, unreal, losing the possibility of personal identification and building a situation where the puzzles of personal interests, claims, hopes and aspirations of two or more individuals coincide when forming relationships.