В статье обосновывается необходимость усиления изучения социального интеллекта. Отмечается, что в современном мире, характеризующемся цифровизацией, все большее число людей подменяют истинные, реальные отношения виртуальными, забывая о том, что психика человека создана для живых отношений. Рассматриваются существующие определения социального интеллекта, его связь с социальной тревожностью, обладающая обратной корреляцией, как установлено в проанализированной литературе. Предлагаются авторские определения, дополняющие имеющиеся и более полно раскрывающие их сущность. Указывается на близость социального интеллекта эмоциональному. Приводятся актуальные сведения относительно социального интеллекта, полученные в зарубежных исследованиях. Делается вывод, что социальный интеллект является понятием, стремительно развивающимся и приобретающим новые составляющие вследствие цифровизации, глобализации, трансформации деятельностного поля человека, вынужденного переноса значительной доли взаимодействия людей в онлайновое пространство, усиливая отчуждение Отмечается, что наиболее важным для последующего отражения в исследованиях относительно социального интеллекта являются подростки и молодежь, у которых происходит формирование компетенций и навыков, необходимых для создания полноценного социального интеллекта, обладание которым позволит стать человеку активным членом общества и минимизировать различные отрицательные реакции на происходящие события. Указывается, что социальный эффект позволяет повысить коммуникабельность человека.
The article substantiates the need to strengthen the study of social intelligence. It is noted that in the modern world, characterized by digitalization, an increasing number of people are replacing true, real relationships with virtual ones, forgetting that the human psyche is created for living relationships. Existing definitions of social intelligence are considered, its relationship with social anxiety, which has an inverse correlation, as established in the analyzed literature. The author's definitions are proposed, supplementing the existing ones and more fully revealing their essence. The proximity of social intelligence to emotional is indicated. Actual information on social intelligence obtained in foreign studies is given. It is concluded that social intelligence is a concept that is rapidly developing and acquiring new components due to digitalization, globalization, the transformation of the human activity field, the forced transfer of a significant proportion of people's interactions to the online space, increasing alienation. It is noted that the most important for subsequent reflection in research on social intelligence are adolescents and young adults who are developing competencies and skills necessary to create a full-fledged social intelligence, the possession of which will allow a person to become an active member of society and minimize various negative reactions to ongoing events. It is indicated that the social effect makes it possible to increase the sociability of a person.