В данной статье представлены результаты исследования трансформации концепта ДЕНЬГИ в обыденном сознании носителей русской лингвокультуры в период с конца XX до первой трети XXI вв. и описание его актуального содержания. Актуальность данного исследования обусловлена существенным изменением реалий жизни в указанном промежутке времени, что не могло не найти отражение в обыденном сознании, а также применением особой методологии изучения концептов. Исследование было проведено в рамках триангуляционного подхода с использованием сочетания трех методов различных гуманитарных наук: ассоциативного эксперимента, метода рисуночных ассоциаций и социологического опроса. Комбинация данных методов позволяет всесторонне изучить предмет и получить наиболее полное представление об изучаемом предмете. В результате анализа были выявлены значительные изменения в структуре и содержании концепта ДЕНЬГИ за указанный период, выявлены изменения в восприятии их как феномена, определен статус отечественной валюты, а также определено место финансового благополучия в системе ценностей рядовых носителей лигвокультуры. Предложенная методология и представленные выводы могут быть использованы при проведении иных психолингвистических исследований, а также быть полезны социологам и экономистам. Перспективу дальнейших исследований мы видим в дальнейшем отслеживании изменений концепта ДЕНЬГИ, а также в дальнейшем совершенствовании примененной методологии.
This article presents the results of the study of the transformation of the concept of MONEY in the everyday consciousness of the speakers of Russian linguoculture in the period from the end of the XX to the first third of the XXI century and a description of its actual content. The relevance of this study is due to significant changes in the realities of life in the specified period, which could not but be reflected in everyday consciousness, as well as the use of a special methodology for studying concepts. The study was conducted within the framework of a triangulation approach, using a combination of three methods of various humanities: associative experiment, the method of pictorial associations and a sociological survey. The combination of these methods allows the author to comprehensively study the subject and get the most complete picture of the subject being studied. As a result of the analysis, significant changes in the structure and content of the concept of MONEY for the specified period were revealed, changes in their perception as a phenomenon were revealed, their domestic status determined, and the place of financial well-being in the value system of ordinary carriers of lingvoculture determined. The proposed methodology and the presented conclusions can be used in conducting other psycholinguistic studies, as well as be useful to sociologists and economists. We see the prospect of further research in further monitoring of changes in the concept of MONEY, as well as in further improvement of the methodology used.