Статья посвящена исследованию «мифа» Приамурья как трансграничной территории в рамках концепции Г.Д. Гачева о «Космо-Психо-Логосе». В работе делается акцент на дихотомию Вертикальности/Горизонтальности, которая коренится в природном ландшафте, окружающем проживающие на данной территории коренные этносы (ульчи, нанайцы, орочи, удэгейцы, эвенки, эвены, негидальцы), и формирующую специфический «образ мира». Авторы исследуют основные нативные мифологемы и символы коренных народов Приамурья, обладающие свойством вертикальности (таких как трехчастная модель мира, иерархичность мира духов и божеств, космогонический порядок, мифические птицы, река, традиционное жилище, шаманское дерево и культовые деревья, гора и др.), а также подчеркивают роль традиционного шамана во взаимодействии с этой Вертикалью. Авторы обращают внимание на эклектичность современного мифа Приамурья, который является гораздо менее структурированным и целостным, при этом в нем присутствует значительное количество заимствований, а провести четкую линию между «аборигенным» и «русским» образами мира не представляется возможным. Авторы делают выводы о вероятных причинах роста интереса к шаманизму и современным шаманским практикам, в т.ч. и на территории Приамурья.
The article deals with a “myth” problem of Priamurye as a cross-border territory through the concept of Cosmo-psycho-logos (by G.D. Gachev). The paper emphasize Verticality/Horizontality dichotomy based on natural landscape of this territory inhabited by local peoples (Ulch, Nanai, Oroch, Udege, Evenks, Evens, Negidals), so that dichotomy can form specific “world image”. The authors cover basic mythologemes and symbols of Priamurye native peoples dealing with the image of Verticality (three-part world model, spirits and gods hierarchy, cosmogony order, mythological birds, the river, traditional dwelling, shamanic tree and cult trees, the mountain etc.) and emphasize the role of traditional shaman who is to deal with the Verticality. The authors examine the modern Priamurye myth`s eclecticism and weak structure having significant amount of borrowings, so it seems difficult to draw a strict borderline between “aboriginal” and “Russian” world images. The authors conclude on reasons why shamanism and modern shamanic practices can be popular nowadays.