ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АНГЛИЙСКОМ, РУССКОМ И РОДНОМ ЯЗЫКАХ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Академическая мобильность студентов - важнейший тренд современного высшего образования, несмотря на проблемы и ограничения, связанные с недавней пандемией и ростом международной напряженности в мире. Выбирая обучение за границей, молодые люди стремятся использовать возможности для самореализации и построения будущей карьеры, но при этом они могут столкнуться с многочисленными проблемами, в том числе с выбором языка обучения (чаще всего между английским и языком страны обучения). Российские вузы начали предлагать образовательные программы на английском языке для иностранных студентов относительно недавно, поэтому существует дефицит исследований особенностей межкультурной адаптации в России у этой категории студентов. В статье приведены результаты двух этапов исследования, в котором приняли участие 348 иностранных студентов 1-6 курсов Медицинского института РУДН, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология» на английском языке и изучающих русский язык как иностранный. На первом этапе исследования с помощью онлайн опроса были выявлены основные причины выбора обучения в российском вузе на английском языке, а также охарактеризовано отношение к русскому языку и культуре в контексте проблем межкультурной адаптации. Подтверждено, что обучение за границей на английском языке чаще всего связано с доминированием намерений в дальнейшем строить международную карьеру, показано, что немаловажную роль в выборе языка обучения играет также хорошее знание английского языка и восприятие русского языка как сложного и незнакомого. На втором этапе с использованием опроса с элементами ассоциативного эксперимента были определены доминирующие ассоциации в представлениях об английском, русском и родном языках у изучаемых иностранных студентов: 1) в представлениях об английском языке преобладают ассоциации из тематической категории «легкий»; 2) в представлениях о русском языке преобладают ассоциации из тематической категории «трудный»; 3) в представлениях о родном языке ассоциации из тематической категории «легкий» и «красивый» имеют одинаковую частотность. Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют глубже понять мотивы выбора языка обучения за рубежом, а также разработать рекомендации по оптимизации межкультурной адаптации в России иностранных студентов, обучающихся на английском языке.

Students’ academic mobility is the most important trend of modern university education, despite the problems and restrictions associated with the recent pandemic and the growing international tension in the world. When choosing to study abroad, young people strive to use opportunities for self-realization and building a future career, but at the same time they face numerous problems, including the choice of the language of education (mostly between English and the language of the country of study). Russian universities have started to offer educational programs in English for international students relatively recently, so there is a lack of research on the features of intercultural adaptation in Russia for this category of students. The article presents the results of two stages of the study, which was attended by 348 international 1-6 years students of the RUDN Medical Institute, studying in the specialties "General Medicine" and "Dentistry" in English and learning Russian as a foreign language. At the first stage of the study, using an online survey, the main reasons for choosing to study at a Russian university in English were identified and the attitude to the Russian language and culture was characterized in the context of intercultural adaptation problems. It is confirmed that studying abroad in English is most often associated with the dominance of intentions to build an international career in the future. It is shown that good knowledge of English and the perception of the Russian language as difficult and unfamiliar also play an important role in choosing the language of instruction. At the second stage, using a survey with elements of an associative experiment, the dominant associations were determined in the representations on English, Russian and native languages among the studied international students: 1) associations from the thematic category "easy" prevail in the representations on the English language; 2) the representations on the Russian language are dominated by associations from the thematic category “difficult”; 3) associations from the thematic category “easy” and “beautiful” have the same frequency in the representations on the native language. Thus, the findings of this study allow us to better understand the motives for choosing the language of study abroad, as well as to develop recommendations for optimizing intercultural adaptation in Russia for international students studying in English.

Журнал
Издательство
Региональная общественная организация «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы»
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
366-382
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
international students; study abroad; english language; russian language; native language; language of education; social representation; medical students; иностранные студенты; обучение за рубежом; английский язык; русский язык; родной язык; язык обучения; социальные представления; студенты-медики
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Лебедева А.В., Рустемова Г., Сидоренкова А.И., Шапошникова Ю.Г.
Актуальные вопросы экспериментальной и клинической медицины-2023. Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова. 2023. 319 с.
Бондарева В.В.
Русский язык как иностранный: история, современность и будущее: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры русского языка как иностранного и 45-летию преподавания РКИ в Казанском университете (в рамках Международного форума «Русский язык и литература как средство формирования российской идентичности и международной интеграции»). Казань, 02-08 апреля 2023 г.. Издательство Казанского университета. 2023. С. 22-27