Интегративно-модульный подход к обучению иностранных студентов инженерного профиля

Ввиду того, что обучение коммуникации в учебной и учебно-профессиональной сферах особенно актуально для изучающих русский язык студентов, описание различных подходов, их сущности и особенностей представляются нам важным шагом в лингводидактическом осмыслении проблем практики преподавания русского языка. Цель исследования - определить характеристики методического термина «русский язык для специальных целей» (LSP), представить историю возникновения термина и сравнить его с терминами «научный стиль речи», «язык специальности». В статье определена методика предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL), найдена корреляция данного подхода с преподаванием LSP. Доказано, что понятие «интегративный подход» не противоречит концепции обучения иностранных студентов на курсах русского языка для специальных целей. Их объединяет единая цель: обучение иностранных студентов учебно-профессиональному общению. Проблемы, рассматриваемые в статье: описание особенностей терминов «русский язык для специальных целей», «язык специальности», «научный стиль речи», «предметно-языковое интегрированное обучение»; осмысление сущности этих понятий, а также того, как достижения, сформулированные различными авторами, могут быть использованы преподавателями на практических занятиях по русскому языку как иностранному. Основные выводы статьи: наиболее адекватным и современным термином, обозначающим обучение языку специалистов в определенной сфере, в мировой и отечественной лингвистике сегодня считается «русский язык для специальных целей» (LSP). В то же время методи101 ческий и лингводидактический опыт, который был приобретен в отечественной науке и практике преподавания, может быть использован для того, чтобы повысить эффективность преподавания. Также в практику преподавания успешно внедряются некоторые черты предметно-языкового интегрированного обучения, поскольку его концепция не противоречит концепции преподавания LSP.

Given the fact that teaching communication in academic and academic-professional spheres is especially relevant for students studying Russian, the description of different approaches, their essence and features seem to be an important step in the linguistic and didactic comprehension of the problems of Russian language teaching practice. The aim of the study is to define the characteristics of the methodological term “Russian language for special purposes” (LSP), to present the history of the origin of the term and to compare it with the terms “scientific style of speech”, “speciality language”. The article defines the methodology of subject-language integrated learning (CLIL), finds the correlation of this approach with LSP teaching. It is proved that the concept of «integrative approach» does not contradict the concept of teaching foreign students in Russian language courses for special purposes. They are united by a single goal of teaching foreign students educational-professional communication. The problems considered in the article include description of the peculiarities of the terms “Russian language for special purposes”, “speciality language”, “scientific style of speech”, “subject-language integrated teaching”; comprehension of the essence of these concepts, as well as how the achievements formulated by different authors can be used by teachers in practical classes in Russian as a foreign language The article comes to the following main conclusions that the most adequate and modern term denoting the language teaching of specialists in a certain sphere in the world and domestic linguistics today is considered to be “Russian language for special purposes” (LSP). At the same time, the methodological and linguistic and didactic experience that has been acquired in the domestic science and teaching practice can be used in order to increase the effectiveness of teaching. Also, some features of subject-language integrated teaching are successfully introduced into teaching practice, as its concept does not contradict the concept of LSP teaching.

Авторы
Павловская Е.А.1 , Кулик А.Д. 2
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет"
Номер выпуска
3-1
Язык
Русский
Страницы
101-109
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт)
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
russian as a foreign language; scientific style of speech; language of specialty; Russian Language for Specific Purposes (LSP); content and Language Integrated Learning; engineering and technical profile; educational and professional communication; русский язык как иностранный; научный стиль речи; язык специальности; русский язык для специальных целей (LSP); предметно-языковое интегрированное обучение; инженерно-технический профиль; учебно-профессиональное общение
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Маслова В.А., Германова С.Е., Бяхова В.М., Самброс Н.Б., Зинченко А.В.
Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. Общество с ограниченной ответственностью Научные технологии. 2023. С. 25-29