Работа посвящена анализу основных рисков и угроз в сфере образования. В статье научно подтверждается, что сфера высшего образования является одним из основных элементов в обеспечении экономической безопасности государства, так как главный целью высших учебных заведений является подготовка и выпуск высококвалифицированных специалистов для востребованных на рынке труда секторов производства. Описаны основные группы рисков в сфере образовательной деятельности высших учебных заведений для дальнейшей разработки конкретных методов по минимизации рисков и проведения исследований на предмет разработки и внедрения системы управления рисками в высших учебных заведениях. Основные задачи заключаются в анализе существующих проблем в процессе образования, исследовании важнейших подходов к классификации рисков в образовательной сфере и идентификации факторов риска, выявлении критических рисков при осуществлении образовательной деятельности высшими учебными заведениями. При проведении исследования использовались методы наблюдения и сбора фактов, исторический и логический, анализа, синтеза и др. Рассмотрены подходы к классификации рисков в сфере образования, проанализированы факторы риска и идентифицированы критические риски в образовательной деятельности высших учебных заведений. В ходе исследования была составлена карта рисков в зависимости от степени негативных последствий и вероятности реализации риска, рассчитанных экспертным путем. С помощью карты рисков выявлены самые критические группы рисков: риск быстрого устаревания транслируемого знания, риск сокращения бюджетного финансирования, риск отсутствия моделирования данных, автоматизация бюджетирования высококвалифицированных преподавателей, риск несоответствия образовательных программ потребностям рынка труда и риск неконкурентоспособности вузов на глобальном рынке.
The article analyzes principal risks and threats in education. We substantiate scientifically that education is one of the key elements in economic security of the State since higher schools train highly qualified professionals for crucial sectors of the market. We identify principal groups of risks associated with educational activities of higher schools and figure out whether they develop and implement risk management systems. The research draws upon methods of factual data observation and collection, historical and logic methods, analysis, synthesis, etc. We examine key approaches to risk classification in education. The article also analyzes risk factors and identifies critical risks associated with educational activities of higher schools. We outlined the risk map by negative consequence and probability of a risk. Using the risk map, we detect five groups of the most critical risks, i.e. rapidly outdated knowledge risk, budgetary finance risk, professional personnel risk, risk of educational program inconsistency with the labor market and risk of universities' competitiveness in the global market.