В статье раскрываются особенности вклада Л. Н. Толстого и Лу Синя в развитие литературного реализма в России и Китае, акцентируется внимание на изучении аспектов становления творческой личности обоих писателей и их влиянии на творческий метод реализма, ставший основным в их литературных произведениях. Цель исследования - выявить влияние творчества Л. Н. Толстого и Лу Синя на развитие литературного реализма в России и Китае. Методы исследования включают как общенаучные, такие как анализ, синтез, обобщение, так и специальные, относящиеся к историческим наукам и литературным исследованиям, подобные историко-литературному анализу. Данный метод позволяет выявить связь творчества писателей с общественно-историческими условиями эпохи, определить условия развития творческого метода реализма Л. Н. Толстого и Лу Синя. С помощью сопоставительного анализа в работе с точки зрения трех аспектов - биография, историко-социальные условия, специфика эстетических и литературных принципов реализма - изучены особенности творчества двух писателей, выявлены общие черты и различия их литературных произведений, а также проведены параллели их творчества и национальной специфики литературного реализма России и Китая. Основные полученные результаты. В результате сопоставительного анализа выявлено, что схожие биографические факты обусловили общие черты в выборе проблематики произведений Л. Н. Толстого и Лу Синя. Различие в историко-социальных условий, в которых создавали свои произведения два писателя, способствовало формированию разных взглядов на решение проблем общества, и в то же время определило специфику литературного метода реализма двух писателей, проявившуюся в эстетических и литературных принципах, в дальнейшем оказав влияние на русский и китайский реализм в литературе. Краткие выводы. Произведения Л. Н. Толстого и Лу Синя продолжают оставаться актуальными и концентрируют в себе основные черты литературного реализма России и Китая. Их творчество продолжает волновать сердца современников, поскольку затрагиваемые в нем проблемы имеют общечеловеческий и вневременной характер. Поэтому для расширения кругозора российских и китайских школьников произведения Л. Н. Толстого и Лу Синя должны изучаться на занятиях по литературе в старших классах средней школы.
The article reveals the features of the contribution of Leo Tolstoy and Lu Xun in the development of literary realism in Russia and China, focuses on the study of aspects of the formation of the creative personality of both writers and their influence on the creative method of realism, which has become the main one in their literary works. The purpose of the study is to reveal the influence of Leo Tolstoy and Lu Xun on the Russia and China literary realism development. Research methods include analysis, synthesis, generalization, and special methods, such as historical-literary analysis. By this method reveal the connection between the writers' creativity and the socio-historical conditions. Use comparative analysis from the three points of view (biographical, historical and social), author studied the two writer’s specifics of the aesthetic and literary principles of realism, define parallels between their work and Russia and China national specifics literary realism. As a result of a comparative analysis, it was revealed that similar biographical facts led to common features in the choice of the problematics of Leo Tolstoy and Lu Xun. The difference in the historical and social conditions in which the two writers created their works contributed to the formation of different views on solving the problems of society, and at the same time determined the specifics of the literary method of realism of the two writers, which manifested itself in aesthetic and literary principles, subsequently influencing Russian and Chinese realism in literature. The works of Leo Tolstoy and Lu Xun continue to be relevant and concentrate the main features of the literary realism of Russia and China. Their work continues to excite the hearts of contemporaries, since the problems touched upon in it are of a universal and timeless nature. Therefore, to expand the horizons of Russian and Chinese schoolchildren, the works of Leo Tolstoy and Lu Xun should be studied in high school literature classes.