В статье характеризуются особенности обращения и использования твердых коммунальных отходов в Российской Федерации и Федеративной республике Германии. Приводится характеристика правового регулирования обеих стран в сфере управления отходами, Правовые акты, принятые в Европейском союзе, являются основой немецкого законодательства в сфере обращения с отходами. Сравнение законодательной базы России и Германии выявило их значительное различие. Обращает на себя внимание отсутствие четкой иерархии в обращении, утилизации и переработке ТКО в России. Отмечается огромное количество незаконных полигонов и мусоросжигающих площадок в России. Компостирование не получило достаточно широкого распространения в Российской Федерации, и обычно оно применяется населением в индивидуальных домах либо на садовых участках. Вместе с тем, процесс компостирования также может быть централизован и осуществляться на специальных площадках, представляющих собой предприятия по переработке мусора органического происхождения. Конечным продуктом данного процесса является компост, которому можно найти различные применения в сельском хозяйстве. Предлагаются основные пути совершенствования правового регулирования в сфере обращения с отходами в России. В частности, рекомендуется разработать полноценную стратегию обращения с отходами и дорожную карту по ее реализации. В основе стратегии обращения с отходами в России должна лежать модель, которая учитывает особенности и экономически эффективно сочетает в себе сбор, транспортировку, переработку, вторичное использование и утилизацию отходов. Необходимо создание универсальных центров, объединяющих предприятия по сбору, хранению, утилизации, переработке и сбыту мусора и материалов, произведенных из отходов, поступающих из крупнейших городов России. В краткосрочной перспективе ключевая цель - решить проблему образования нелегальных свалок, а также мусорных полигонов вблизи крупных городов.
The article provides a comparative analysis of the effectiveness of the sphere of circulation and use of municipal solid waste in the Russian Federation and the Federal Republic of Germany. The characteristics of the legal regulation of both countries in the field of waste management are given. Legal acts adopted in the European Union are the basis of German legislation in the field of waste management. Comparison of the legislative framework of Russia and Germany revealed their significant difference. Noteworthy is the lack of a clear hierarchy in the handling, disposal and processing of MSW. Attention is drawn to the huge number of illegal landfills and waste incineration sites in Russia. In our country, composting has not become widespread enough, and it is usually used by the population in individual houses or garden plots. However, the composting process can also be centralized and carried out at special sites, which are organic waste processing plants. The end product of this process is compost, which can be used in various agricultural applications. The main ways of improving the legal regulation in the field of waste management are proposed. In particular, it is recommended to develop a complete waste management strategy and a roadmap for its implementation. The waste management strategy in Russia should be based on a model that takes into account the specifics and cost-effectively combines the collection, transportation, processing, recycling and disposal of waste. It is necessary to create universal centers that unite enterprises for the collection, storage, recycling, processing and marketing of garbage and materials produced from waste coming from the largest cities of Russia. In the short term, the key goal is to solve the problem of the formation of illegal dumps, as well as landfills near large cities.