Информация в интернете как фактор эмоционально-психологического благополучия человека

Введение. В современном обществе информация выступает как культурное орудие, влияющее на социализационные процессы человека. Однако количество информации потребляемой человеком таково, что, приводит к информационной перегрузке, последствия которой на эмоционально-психологическое благополучие человека недостаточно изучены, что определяет актуальность проведенного исследования. Вопросы доверия к СМИ и психологического благополучия человека в современной психологической науке чаще всего изучались как независимые феномены. Чаще всего исследователи фокусируются на анализе влияния новостного контента на благополучия человека вне зависимости от степени доверия к нему. Целью исследования было определение связи уровня доверия к цифровым СМИ с эмоционально-психологическим благополучием человека. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 456 студентов 1-5 курсов Государственного социально-гуманитарного университета (М=116, Ж=340, средний возраст 19,7±2,8). Для изучения эмоционально-психологического благополучия использовались Интегративный тест тревожности; Шкала базисных убеждений; Шкала психологического благополучия; уровень доверия к СМИ измерялся с использованием авторской анкеты. Результаты исследования. Установлено, что у людей, доверяющих интернет СМИ, в большей мере представлены эмоциональные и личностные проблемы, снижающие уровень их психологического благополучия: тревожность относительно будущего (р=0,004), депрессия (р=0,011), негативная самооценка и неудовлетворённость обстоятельствами собственной жизни (р=0,034). Как показал факторный анализ, главными коррелятами эмоционально-психологического неблагополучия в группах доверяющих и не доверяющих СМИ являются: выраженная тревожность, низкий уровень самооценки и самоценности, использование эмоциональной стратегии совладания со стрессом (фактор 2 «Эмоциональный дискомфорт»). Неблагополучие лиц, доверяющих информации в интернете усиливается при обращении в сложных ситуациях к стратегии эмоциональной социальной поддержки, а общий баланс благополучия у людей не доверяющих интернету может быть нарушен в случае «кризиса убеждений» (фактор 2 «Эмоциональный дискомфорт»). Заключение. Полученные результаты помогают глубже понять механизмы влияния интернет-источников на психологическое благополучие человека, разрабатывать программы «здорового» медиа-потребления. Дальнейшие исследования в этой области могут быть сфокусированы на углубленном поиске набора детерминирующих психологических переменных -протекторов развития психологического неблагополучия, с учетом гендерных и возрастных и индивидуально-психологических характеристик человека, лежащих в основе доверия к потребляемой информации.

Introduction. Information in modern society acts as a cultural tool influencing human socialisation processes. However, the amount of information consumed by a human is so extensive that it leads to information overload; its consequences on a person’s emotional and psychological well-being are not sufficiently studied, which determines the relevance of the present study. The issues of trust in mass media and human’s psychological well-being have been studied most often in modern psychological science as independent phenomena. Most often researchers focus on analysing the impact of news content on human well-being regardless of the extent of trust in it. The aim of the study was to reveal the relationship between the level of trust in digital media and a person’s emotional and psychological well-being. Materials and methods. The study involved 456 1st - 5th year students of the State University for Humanities and Social Studies (M=116, W=340, average age 19.7±2.8). The Integrative anxiety test; the Basic beliefs scale; the Psychological well-being scale were used to study one’s emotional and psychological well-being. The level of trust in mass media was measured with the use of the original questionnaire. Results. It was found that people who trust Internet media have more expressed emotional and personal problems reducing the level of their psychological well-being: anxiety about the future (p=0.004), depression (p=0.011), negative self-esteem and dissatisfaction with circumstances of their life (p=0.034). As shown by the factor analysis, the main correlatives of emotional and psychological ill-being in groups of those who trust and do not trust the media are as follows: expressed anxiety, low level of self-esteem and self-value, use of the emotional strategy for coping with stress (factor 2 “Emotional discomfort”). The ill-being of people who trust information in the Internet increases when they turn to the strategy of emotional social support in difficult situations, and the overall balance of well-being in people who do not trust the Internet can be disrupted in case of “crisis of beliefs” (factor 2 “Emotional discomfort”). Conclusion. The obtained results help to gain deeper understanding of the mechanisms of influence of Internet sources on human psychological well-being and to develop “healthy” media consumption programmes. Further research in this area can be focused on in-depth search for a set of determinant psychological variables - psychological well-being development protectors, with regard for gender, age and individual psychological characteristics of a person underlying trust in consumed information.

Авторы
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
442-454
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Ключевые слова
psychological well-being; trust in mass media; anxiety; stress coping strategies; values; психологические благополучие; доверие к СМИ; тревожность; стратегии совладания со стрессом; ценности
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/104351/
Поделиться

Другие записи

Оснач С.А., Бреговский В.Б., Процко В.Г., Тамоев С.К., Гогия К.Т., Оболенский В.Н.
Фундаментальная и клиническая диабетология в 21 веке: от теории к практике. Общество с ограниченной ответственностью "Типография "Печатных Дел Мастер". 2023. 76 с.
Симонов Г.А., Варакин А.Т., Степурина М.А., Хализова З.Н., Симонов А.Г., Сапрыкина Е.В.
Эффективное животноводство. Общество с ограниченной ответственностью "Институт развития сельского хозяйства ". 2023. С. 12-14