Статья посвящена малоизученной проблеме экономической основы государственной культурной политики. Реферативный обзор публикаций российских авторов за последние годы определяет эту предметную область в рамках социальной сферы. Среди исследователей отмечается оценка политики в области культуры как затратному бюджетному направлению. Данное восприятие меняется под воздействием современных тенденции, связанных с развитием туристических направлений. В этом смысле, культура как система учреждений культуры является основой имиджа города, региона, страны. Содержание экономических механизмов описано достаточно подробно, в тоже время, существуют пробелы в оценке эффективности применяемых моделей. Российскую модель государственной поддержки культуры очень сложно отнести к конкретному типу, опираясь на известные в экономической науке классификации. Сохраняя патерналистские установки, сфера культуры не может быть отделена от сложившейся рыночной экономики и ее законов и принципов функционирования. Теоретическая значимость данного исследования заключается в описании основных закономерностей развития современной парадигмы государственной культурной политики. Перспективы данного исследования обусловлены трансформациями российской экономики в контексте внешних вызовов и угроз, пересмотра структуры бюджетных расходов и потребностей населения.
The article is devoted to a little-studied problem of the economic basis of state cultural policy. An abstract review of the publications of Russian authors in recent years defines this subject area within the social sphere. Among the researchers, an assessment of cultural policy as a costly budgetary direction is noted. This perception is changing under the influence of modern trends related to the development of tourist destinations. In this sense, culture as a system of cultural institutions is the basis of the image of the city, region, country. The content of economic mechanisms is described in sufficient detail, at the same time, there are gaps in the assessment of the effectiveness of the models used. The Russian model of state support for culture is very difficult to attribute to a specific type, relying on the classifications known in economic science. Maintaining paternalistic attitudes, the sphere of culture cannot be separated from the established market economy and its laws and principles of functioning. The theoretical significance of this study lies in the description of the main patterns of development of the modern paradigm of state cultural policy. The prospects of this study are due to the transformation of the Russian economy in the context of external challenges and threats, a revision of the structure of budget expenditures and the needs of the population.