Исследование посвящено специфике процесса формирования юридического мышления в традиционных обществах, которая раскрывается через анализ его форм, выявление роли коллективистских ценностей и сакральных основ миропорядка. Консерватизм юридического мышления в традиционных обществах рассматривается и как фактор, ограничивающий возможности межкультурного взаимодействия в праве, и как инструмент обеспечения устойчивости сложившегося порядка общественных отношений. Исследование проведено в рамках культурно-исторического подхода к праву, который позволил увидеть значение социальной практики и закономерностей развития общества и сознания в целом для формирования особого ценностного отношения к праву в традиционных обществах. Исследование показало, что процесс формирования юридического мышления в традиционных обществах идет «изнутри», «снизу» и подчиняется закономерностям и специфике их культурно-исторического развития - в его рамках характеристики общества (коллективизм, нерасчлененность собственно юридической, морально-нравственной, религиозной сфер его деятельности, образность мироощущения) трансформируются в характеристики представлений о праве (доминирование обязанностей над правами, нерасчлененность права и иных социальных регуляторов, нечеткость, бессистемность правовых моделей).
The study is devoted to the specifics of the process of formation of legal thinking in traditional societies, which is revealed through the analysis of its forms, the identification of the role of collectivist values and the sacred foundations of the world order. The conservatism of legal thinking in traditional societies is considered both as a factor limiting the possibilities of intercultural interaction in law and as a tool for ensuring the stability of the established order of social relations. The study was carried out within the framework of a cultural-historical approach to law, which made it possible to see the significance of social practice and the patterns of development of society and consciousness in general for the formation of a special value attitude to law in traditional societies. The study showed that the process of formation of legal thinking in traditional societies goes “from within”, “from below” and is subject to the laws and specifics of their cultural and historical development - within its framework, the characteristics of society (collectivism, indivisibility of the legal, moral, religious spheres of its activity, figurative attitude) are transformed into characteristics of ideas about law (dominance of duties over rights, indivisibility of law and other social regulators, lack of certainty and systemic features of legal models).