"Роковая печать" религиозного имманентизма: оценка В. В. Зеньковским эсхатологических представлений Н. А. Бердяева

Введение. Многосторонние философские интересы Н. А. Бердяева и его неутомимость в творческой деятельности способствовали выработке им оригинальной мировоззренческой системы, в которой эсхатологические представления являлись базовой частью. В статье рассматривается оценка этих представлений выдающимся историком русской философии В. В. Зеньковским, значимость которой повышается в связи с тем, что она была дана не только историком мысли, но и создателем собственной и в целом законченной философской системы, опиравшейся, как и философия Н. А. Бердяева, на идейный фундамент православия. Цель. Авторами предпринимается попытка выявления причин и мотивов расхождения эсхатологических представлений Н. А. Бердяева с традиционно-христианским пониманием «конца истории», которого неукоснительно придерживался В. В. Зеньковский. Методы. В качестве общефилософской методологии использовался персоналистский подход, которого придерживались как Н. А. Бердяев, так и В. В. Зеньковский. Основная предпосылка этого подхода состоит в утверждении свободнотворческой активности личности, способной, исходя из своих внутренних побуждений, изменять окружающую реальность, как социальную, так и природную. В исследовании применялись также общенаучные методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Научная новизна исследования. Научной новизной обладают выводы авторов относительно того, что Н. А. Бердяевым не была преодолена эволюционистская историософская парадигма, сохраняющая свое значение в русской метафизике со времени публикации ранних работ В. С. Соловьева, родоначальника этого направления. Результаты. Эсхатологию Н. А. Бердяева следует полагать переходной от имманентной (эволюционной) к трансцендентной, поскольку в ней сохранялись элементы пантеизма. На это обратил внимание В. В. Зеньковский, отметив, что на всем религиозном мире Н. А. Бердяева лежит «роковая печать» религиозного имманентизма. Вследствие несоответствия его убеждений общему мировоззренческому руслу христианского трансцендентизма, никогда сущностно не сближавшего Творца и творение, В. В. Зеньковский избегал оценки Н. А. Бердяева как православного философа.

Introduction. N. A. Berdyaev’s many-sided philosophical interests and his indefatigability in creative activity contributed to the development of an original worldview system, in which eschatological ideas were the basic part. The authors consider the assessment of these ideas by the outstanding historian of Russian philosophy V.V. A. Berdyaev, the significance of which is enhanced due to the fact that it was given not only by a historian of thought, but also by the creator of his own and generally complete philosophical system, based, like the philosophy of N. A. Berdyaev, on the ideological foundation of Orthodoxy. The purpose of the study. The authors attempt to identify the causes and motives for the discrepancy between N. A. Berdyaev’s eschatological ideas and the traditional Christian understanding of the “end of history”, which V. V. Zenkovsky strictly adhered to. Methods. As a general philosophical methodology, the authors use a personalistic approach, which was followed by both N. A. Berdyaev and V. V. Zenkovsky. The main premise of this approach is to affirm the free-creative activity of a person who, following his inner impulses is capable of changing the surrounding reality, both social and natural. The study also uses general scientific methods - analysis, synthesis, comparison, generalization. Scientific novelty of the research. The authors’ conclusions regarding the fact that N. A. Berdyaev did not overcome the evolutionist historiosophical paradigm, which has retained its significance in Russian metaphysics since the publication of the early works of V. S. Solovyov, the founder of this direction, have scientific novelty. Results. The eschatology of N. A. Berdyaev should be considered transitional from immanent (evolutionary) to transcendent, since elements of pantheism were preserved in it. V. V. Zenkovsky drew attention to this, noting that the entire religious world of N. A. Berdyaev bears the “fatal seal” of religious immanentism. Due to the inconsistency of his beliefs with the general worldview of Christian transcendentism, which never essentially brought the Creator and creation closer together, V.V. Zenkovsky avoided assessing N.A. Berdyaev as an Orthodox philosopher.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
117-126
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
immanentism; transcendentism; eschatology; Russian metaphysics; pantheism; personalism; liberty; N. A. Berdyaev; V. V. Zenkovsky; имманентизм; трансцендентизм; эсхатология; русская метафизика; пантеизм; персонализм; свобода; Н. А. Бердяев; В. В. Зеньковский
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/102085/
Поделиться

Другие записи