Введение. История вооруженных нападений на учебные заведения берет свое начало из США, однако, за последние десятилетия данное социальное явление распространяется в другие страны, в том числе, и в Россию. Массовые трагедии в обществе, которые связаны с гибелью подрастающего поколения, вызывают большую тревогу у всех слоев населения и требуют проведения комплексных мероприятий по профилактике и их предотвращению. Цель - выявление комплекса факторов социальной среды, в которой формируется личность «школьного стрелка», и поиск различных подходов по профилактике и предотвращению школьных нападений на учебные заведения разного уровня (детские сады, школы, вузы). Методология. Объектом нашего исследования стала проблема вооруженных нападений на учебные заведения, представленная в научных публикациях (статьи, тезисы и монографии) на русском и английском языке. Для поиска публикаций использовали реферативно-библиографические базы данных: Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, Web of Knowledge, Mendeley, ResearchGate, Scopus, Academia.edu. В ходе информационного поиска найдено 127 тыс. публикаций, содержащих данные по конкретным случаям вооруженных нападений, а также рассматривавших комплекс социальнопсихологических и информационно-культурных факторов, которые способствовали вооруженным нападениям на учебные заведения и массовым расстрелам людей. Результаты и их анализ. Проведенный анализ данных по вооруженным нападениям на учебные заведения дает понимание комплексности данного феномена и выделение его в особый вид преступлений. Выявлено, что в США ежегодно случаются массовые расстрелы школьников и студентов, которые связаны со свободным оборотом огнестрельного оружия и его культом. За период с 1974 по 1921 г. в США произошли более 50 крупных вооруженных нападений, где погибли больше сотни людей. В Китае эта проблема также имеет острый характер и связана с быстрыми и глубокими социальными изменениями в стране (реформы, гендерный дисбаланс и демографическая политика). Основным оружием нападения в Китае было холодное (ножи, молотки), от которого погибли не меньше 100 детей. В Европе проблема школьных стрелков, в целом, не критична, единичные случаи отмечены в ряде стран (Германия, Дания и Финляндия). В России отмечается рост вооруженных нападений с применением огнестрельного и холодного оружия. Такие инциденты происходили ежегодно (от 1-4 насильственных актов) и были связаны со снижением жизненного уровня россиян, ростом агрессии и нарастанием социально-психологической дезадаптации населения. Для решения этой проблемы необходим комплексный подход, который условно можно разделить на технический и социальный аспект. С технической стороны он связан с неудовлетворительным использованием на территории школы (предшкольных, школьных и внутришкольных) видеоохранных систем, заградительных барьеров, проведением тотальных досмотров. Однако в профилактических мерах необходим более эффективный социальный аспект, который выражается в расширении и углублении социальнокоммуникативных связей «ученик - администрация / учителя школы - родители», которые снизят влияние многих асоциальных факторов и агрессивных актов насилия в школьной среде. Заключение. Комплексный анализ российской и зарубежной литературы по проблеме вооруженных нападений на учебные заведения позволяет предположить, что данный феномен является самостоятельным психосоциальным явлением. Используемый системный подход при изучении этого феномена позволил создать гипотетический портрет «школьных стрелков» и формирующий комплекс социальных и личностно-типологических индикаторов личности «стрелка» (социальная изоляция; отсутствие у лич ности способности справляться с жизненными трудностями: провалы в учебе, конфликты в учебных заведениях и семье; слабая интегрированность в систему социальных связей как в школе, так и вне ее; снижение самооценки и проблемы идентичности, в частности гендерной).
Relevance. The history of armed attacks on educational institutions originated in the United States, but in recent decades this social phenomenon has spread widely to other countries, including Russia. Mass social tragedies associated with deaths of the youth cause great concern among all groups of population and require comprehensive prevention measures. The objective of the study is to identify social environmental factors that shape school shooter mentality, as well as to explore various strategies to prevent attacks in educational institutions of different levels (kindergartens, schools, universities). Methods. Armed attacks in educational institutions are the focus of our research. The material includes published research data (articles, dissertations and monographs) in English and Russian. The set of methods included generalizing conclusions published by peer investigators regarding the considered matter. Bibliographic databases (i.e. Federal State Institution “Russian State Library”, library platforms of Lomonosov Moscow State University and Peoples’ Friendship University of Russia) and scientific networks (ResearchGate, Web of Knowledge, Scopus, Google Scholar, Academia.edu, Mendeley) were used to explore research data. The findings present over 127 thousand publications regarding meta-analysis of armed attacks and mass shooting that occurred in educational institutions, as well as their social, psychological, cultural, and informational implications. Results and Discussion. The analysis of data regarding armed attacks in educational institutions demonstrates a very specific phenomenon that belongs to a specific type of crimes. Findings show that mass shootings of schoolchildren and students occur annually in the United States, apparently due to the free circulation of firearms and the cult of the guns. From 1974 to 1921 the US witnesses over 50 major armed attacks causing over a hundred deaths. In China, this problem is also substantial due to the country’s rapid and profound social changes (reforms, gender imbalance and demographic policy). Cold arms (knives, hammers) is the major weapon of assault in China, which caused deaths of at least a hundred children. In Europe, school shooting is not a critical problem, with only few cases reported by a few countries (Germany, Denmark and Finland). Russia shows no increase in the number of armed attacks using firearms or cold arms. In general, such incidents occur annually (1 to 4 violence cases) and are associated with slumped standards of living, increased aggression, social and psychological maladaptation among the population. To solve this problem, an integrated approach is needed, which could bring together technical and social aspects. The technical aspects imply broader use of video surveillance security systems and barriers, as well as regular profound inspections of school grounds (the venue and inside the school building). However, preventive measures should effectively provide for the social aspect to ensure expanded and deeper social and communicative relations within the student - administration / school teacher - parents paradigm. Taken together, these measures are bound o mitigate many factors of antisocial, aggressive, and violent behaviors in schools. Conclusion. A comprehensive analysis of Russian and foreign literature regarding armed attacks in educational institutions suggests that this is an independent psychosocial phenomenon. A system approach of the study allowed to establish a school shooter’s presumable portrait, as well as to identify typical social and personal characteristics of a shooter’s personality (i.e. social isolation; lack of individual ability to cope with life difficulties, such as study failures, conflicts at school or in the family; Medico-Biological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations. 2023. N 1 weak social integration at school and in other communities; decreased self-esteem and identity-related problems, in particular gender-related issues).