В статье рассматривается критика со стороны представителей экзистенциальной философии: К. Ясперса, М. Хайдеггера, Н. А. Бердяева, - прогрессизма как доктрины о бесконечном совершенствовании социума на основе развития техники, науки, экономики. Актуальность данной темы состоит в том, что нынешнее непростое время глобальных кризисов требует выработки психологического, духовно-нравственного здоровья (не говоря о здоровье физическом), и такая выработка должна философски подкрепляться. Чрезмерное упование на прогресс в виде посюстороннего фактора развития, игнорирование духовных, экзистенциальных основ человека приводит к завышенным самооценкам, искажению стратегий выживания перед лицом глобальных проблем и, в конечном счете, к трагическим последствиям. Прогрессизм, «демонизм техники» (К. Ясперс), связанный с забвением современным человечеством глобальных уроков осевого времени, и «религия прогресса» (Н. Бердяев) являются тотальными заблуждениями/иллюзиями в понимании человека и общества, и потому они основная мишень для критики со стороны экзистенциальных мыслителей. На материале работ К. Ясперса, М. Хайдеггера, Н. А. Бердяева, применяя методы сравнительного анализа, авторы продемонстрировали аспекты критики этими философами убийственной иллюзии прогресса как сциентистской и техницистской доктрины, показали экзистенциальную альтернативу прогрессизму в форме эсхатологии, призвали к трезвой, свободной от прогрессистской иллюзии самооценке собственного духовного состояния. Вариантом прогрессизма в наше время является трансгуманизм с его постулатами о будущем пост-человеке, безудержной вере в NBICS-технологии и трансформации человечества под руководством технократических элит. Авторы статьи приходят к выводу, что экзистенциальная философия в лице рассматриваемых мыслителей отвечает на современные вызовы и требования критики бесчеловечности трансгуманизма, его прогрессистской основы.
This article deals with critique of progressism from the side of existential philosophers: K. Jaspers, M. Heidegger and N. A. Berdyaev. Progressism is the doctrine on infinite social perfectness based on exclusively technical, economical and scientific development notwithstanding moral, spiritual, existential factors. This criticism is urgent for depicting contours of our psychological, moral and spiritual health in our anxious present. Overwhelming trust for progress as an intrinsic and automatic mover of social development aside of individual and social spiritual and existential fundamentals threatens false self-estimation and disturbs human survival strategies in the face of global problems. That can come to a tragic end. Progressism, «demonism of technology» (K. Jaspers) aligned with extreme oblivion by modern (also post-modern) humanity of global 'axial time' (Achsen-zeit) lessons has a psychopathological effect. Similarly, N. Berdyaev notifies «the religion of progress» as a total fault in grasping the human and social nature. Existential thinkers subject progsessism ideology to crucial criticism. The authors of this paper applying comparative methodology demonstrate through the writings of K. Jaspers, M. Heidegger and N. A. Berdyaev aspects of their criticism of suicidal progressism illusion as a technocratic and scientism doctrine. These existential philosophers promote the alternative to progressism in a form of eschatology, necessary for us, inhabitants of XXI century for adequate self-estimation. In our times, transhumanism is a kind of radical progressism with its postulates of future post-human being, unrestrained belief in NBICS-technol-ogies, and transformation of humanity under technocratic elite. The authors conclude that regarded existential philosophers answer to contemporary challenges and demands in critique of unhuman transhumanism and progressism as its background.