УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Статья посвящена социологическому анализу управленческой деятельности вуза на примере Российского университета дружбы народов. Данный анализ проведен в ноябре-декабре 2022 г. методом SWOT-анализа с позиций одной из наиболее значимых групп стейкхолдеров - абитуриентов. Выявлены как сильные стороны управленческой деятельности (уникальные образовательные программы, материально-техническая база, кадровый состав, эффективное взаимодействие с работодателями), так и ее слабые стороны (трудности въезда иностранных студентов в условиях постпандемии; конкуренция среди университетов). Определены возможности, которые заключаются в новых формах работы, и предполагаемые угрозы: снижение интеллектуального потенциала, инвестиционной привлекательности высшего образования, необходимость роста уровня цифровизации. Управленческая деятельность современных университетов ориентирована на решение долгосрочной задачи: сохранение присутствия на рынке образовательных услуг в условиях возрастающей конкуренции, а также повышение аттрактивности вуза. Маркерами успешности менеджмента вуза являются мнения различных групп стейкхолдеров, одна из которых представлена абитуриентами. Полученные данные позволяют предоставить менеджменту университета структурированную информацию для дальнейшей аналитики. Для учебных заведений высшего и специального образования проведенный SWOT-анализ с позиции абитуриентов может явиться полезной моделью социологического исследования.

The article is devoted to a sociological analysis of university management activities by way of example of Peoples' Friendship University of Russia. The author introduces the research carried out by the SWOT-analysis method from the standpoint of one of the most significant group of stakeholders - university entrants. The author identifies the strengths of management activities (unique educational programs, material and technical basis, staff, effective interaction with employers), their weaknesses (entry difficulties of foreign students in a post-pandemic environment, competition among universities), opportunities (new forms of work) and supposed threats (decrease in intellectual potential and investment attractiveness of higher education, need to increase the level of digitalization). The management activities of modern universities are focused on solving a long-term task, that is maintaining a presence at the educational services market in conditions of growing competition, and increasing the attractiveness of the university. The opinions of various groups of stakeholders are markers of the success of university management. One of such groups are applicants. The data obtained enable university management to use this structured information for further analysis. For educational institutions of higher and special education, the SWOT-analysis conducted from the standpoint of applicants can be a useful model of sociological research.

Авторы
Издательство
Академия труда и социальных отношений
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
124-132
Статус
Опубликовано
Том
34
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
SWOT analysis; university; stakeholder; enrollee; SWOT-анализ; университет; стейкхолдер; абитуриент
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Кириллов П.Н., Корякина Н.И., Ермаков Д.С.
Ученые записки Забайкальского государственного университета. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Забайкальский государственный университет". Том 18. 2023. С. 14-21