Местные общественные инициативы в области образования для устойчивого развития: опыт Мексики

Показана важность местных общественных инициатив в области образования для устойчивого развития в Мексиканских Соединённых Штатах. На примере Мексики, для которой характерны значительное биоразнообразие, но, в то же время, ряд существенных угроз его сохранению (низкий уровень жизни населения, браконьерство и т. д.), раскрыта роль местных сообществ в повышении устойчивости природных экосистем в совокупности с социальным (повышение качества образования) и экономическим (развитие экологического туризма, традиционных промыслов и ремёсел и т. п.) эффектами, что в целом соответствует принципам устойчивого развития. Представлены примеры проектов, имеющих как природоохранные, так и педагогические (образовательные, просветительские) компоненты: поддержание исчезающей популяции американских крокодилов (посёлок Ла Мансанийя, штат Халиско), кооператив на базе «Пещеры висящих змей» (пос. Кантемо, штат Кантана Роо). Ещё одной особенностью можно назвать внимание к изучению и популяризации традиционных экологически устойчивых практик: пчеловодство с использованием нежалящих пчёл, совместное выращивание кукурузы, фасоли и тыквы («мильпа»), учёт и сохранение агробиоразнообразия и т. п. Обсуждается разрабатываемый при участии авторов проект создания школы на частной особо охраняемой природной территории Тамариндо, в которой образование в интересах устойчивого развития будет одним из ключевых направлений работы. Исследование базируется на сравнительно-педагогическом подходе, позволяющем проводить анализ тенденций развития практики образования в отдельных странах, выявлять общие тренды и национальную специфику с учётом влияния социально-экономических факторов, а также определить границы «переноса» зарубежного опыта на отечественную почву.

The article shows the importance of local community initiatives in education for sustainable development in the United Mexican States. Mexico hosts a rich biodiversity but at the same time there exists a number of serious threats to its conservation (low income, poaching etc). A number of examples is given to demonstrate the role of local communities in strengthening sustainability of natural ecosystems along with social (raising quality of education) and economic effects (intensification of eco-tourism, revitalization of traditional crafts and agricultural practices) which overall aligns with the principles of sustainable development. The cases discussed are projects that have both conservation and education components: maintaining a population of American crocodiles (the town of La Manzanilla, Jalisco), community cooperation around the “Cave of the Hanging Snakes” (Kantemo, Quintana Roo). Another characteristic of those projects is the attention to study and popularization of traditional sustainable practices: meliponary, milpa (combined cultivation of corn, beans, and pumpkins), preservation of agricultural biodiversity and other. The article also presents the authors' project to develop an international school in the immediate vicinity of Tamarindo private nature reserve where education for sustainable development will be one of the key features of the curriculum. The research is based on a comparative pedagogical approach that allows to analyze the tendencies in development of educational practices in specific countries, identify general trends and national contexts with reference to social and economic factors, as well as to identify the limitations of “transplanting” of foreign practices into the national ground.

Авторы
Кириллов П.Н.1 , Корякина Н.И.2 , Ермаков Д.С. 3, 4
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Забайкальский государственный университет"
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
14-21
Статус
Опубликовано
Том
18
Год
2023
Организации
  • 1 Всесезонный курорт "Тамаринд"
  • 2 Московский городской педагогический университет
  • 3 Российский университет дружбы народов
  • 4 Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева
Ключевые слова
biodiversity; indigenous people; mexico; local communities; sustainable development; education; school; биоразнообразие; коренные народы; мексика; местные сообщества; устойчивое развитие; образование; школа
Цитировать
Поделиться

Другие записи