Статья направлена на исследование понимания студенческой молодежью ряда протестных политических понятий с использованием метода семантического дифференциала. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке студентов 1-5 курсов московских вузов. В исследовании (N=100) приняли участие респонденты в возрасте от 16 до 30 лет (M=19,0), из которых 65% были женского пола. Для исследования были отобраны понятия протестного дискурса и разработаны специализированные шкалы частного семантического дифференциала. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что смысловые детерминанты протестных настроений формулируются как «Прогрессивность, позитивность», «Демократичность, саморегулируемость», «Нужный, популярный». В контексте данных смыслов происходит осознание студентами современных протестных реалий. В семантическом смысловом пространстве выделенных факторов 4 из 6 оцениваемых понятия получили неоднозначные оценки, что в целом характеризует амбивалентность, противоречивость понимания и отношения студенческой молодежи к протестной тематике. Протестные митинги и уличные акции воспринимаются как непрогрессивные, но при этом студенты считают, что они нужны, популярны и демократичны. Гражданское общество воспринимается как ненужное и непопулярное. Закон воспринимается как прогрессивное и нужное, но недемократичное.
This study is aimed at studying the understanding of a number of protest political concepts by the student youth using the method of semantic differential. The materials of an empirical study obtained on a sample of students of 1-5 courses of Moscow universities are presented. The study (N=100) involved respondents aged 16 to 30 years (M=19.0), of which 65% were female. The concepts of protest discourse were selected for the study and specialized scales of a particular semantic differential were developed. The obtained results make it possible to say that the semantic determinants of protest moods are formulated as "Progressiveness, positivity", "Democracy, selfregulation", "Necessary, popular". In the context of these meanings, students become aware of the modern protest realities. In the semantic space of the selected factors, four out of six evaluated concepts received ambiguous assessments; this fact generally characterizes the ambivalence, inconsistency of understanding and attitude of student youth to the protest theme. Protest rallies and street actions are perceived as non-aggressive, but at the same time, students believe that they are necessary, popular and democratic. Civil society is perceived as unnecessary and unpopular. The law is perceived as progressive and necessary, but undemocratic.