В статье дается обзор русского анималистического искусства XVIII-XX веков и то положение, которое занимала анималистика в ряду других жанров изобразительных искусств. На протяжении трех столетий, этот «род» заявил о себе как о плодотворном и интересном искусстве. Его заметили и популяризировали в обществе. Изображения животных естественным образом дополнили натюрморт, пейзаж, портрет, батальную картину. Они оказывали влияние на формирование структуры жанров, при этом положение самой анималистики, ее место в этой системе было разным. Каждая историческая эпоха демонстрировала свое видение и отношение к персонажу, специфическая же природа данного искусства не всегда понималась. В угоду историческим обстоятельствам или сложившейся ситуации в системе жанров анималистика занимала не высокое место. Ей приходилось преодолевать барьеры непонимания, которые по большей части пришлись на XX столетие. Несмотря на то обстоятельство, что в системе жанров изобразительного искусства анималистика находилась на последних ступенях иерархической лестницы, на каждом историческом этапе она утверждала новые образы, демонстрируя свои жанровые и национальные особенности, такие как, выбор тем и героев, стиля и методов их воплощения, взаимодействия с натурой и т.д. При всех отличительных качествах, подчеркивается мысль, что на протяжении трех столетий анималистический образ доминировал в своем наглядном и конкретном виде, был интерпретирован в разных стилевых вариантах, при этом достоверность была положена в основу всякого анималистического изображения: мастера умело воспроизводили природные свойства зверей. Цель статьи заключается в том, чтобы определить ракурс развития русской анималистики, ее судьбу в истории, которая на протяжении столетий смогла сохранить свою жанровую память, перешагнув рубеж XX столетия и до наших дней. Историко-проблемный и художественный методы позволили увидеть особенности анималистического жанра, характерного и во многом самобытного для той или иной эпохи, высвечивающего специфическую проблематику в каждом из исторических периодов. Таким образом, анималистика как целостное культурное явление, не утратила свою значимость в современном мире, что определяет актуальность статьи.
This article dwells on the overview of Russian animalistic art XVIII-XX centuries and the place that animalistic arts took among a number of other genres of the visual arts. During three centuries this “genus” was claiming to consider itself as a fruitful and original art. So, it was noticed and popularized in society. Images of animals naturally complemented the still life, landscape, portrait, battle picture. They had an influence over the formation of the structure of these genres, while the position of animal painting itself, its place in this system was different. Every historical epoch demonstrated its own vision and attitude to the character, but the specific nature of this art was not always understood. Due to historical circumstances or the situation in the genre system animal art didn't occupy that high place. It had to overcome barriers of misunderstanding, which mainly appeared in the 20th century. Despite the fact that in the system of genres of fine art, animalism was at the last steps of the hierarchical ladder, at each historical stage it asserted new images, demonstrating its genre and national characteristics, such as the choice of themes and characters, style and methods of their embodiment, interaction with nature, etc. With all its distinctive qualities, the idea is emphasized that for three centuries the animalistic image dominated in its visual and concrete form, was interpreted in different stylistic variants, while authenticity was the basis of any animalistic image: the masters skillfully reproduced the natural properties of the animals. The purpose of the article is to determine the perspective of the development of Russian animalism, its fate in history, which for centuries has been able to preserve its genre memory, having crossed the turn of the XX century to the present day. Historical-problematic and artistic methods made it possible to see the features of the animalistic genre, characteristic and in many ways original for a particular era, highlighting specific issues in each of the historical periods. Thus, animalism as an integral cultural phenomenon has not lost its importance in the modern world, which determines the relevance of the article.