Статья посвящена проблемам сетевой коммуникации в аспекте теории речеведческого дискурса и психологии общения. Сетевая коммуникация благодаря развитию информационных технологий охватывает все большие слои населения. Социальные сети, получившие популярность в интернете, - это различные сообщества людей со схож݀ими интересами и݀ли деяте݀льностью. Принципы создания данных групп различны: по регионам, организациям, группам. Возможности найти партнеров по общению в социальной сети, действительно, огромны. Как известно, на успешность общения людей влияет уровень сформированности речевой коммуникации ее участников. Особая форма коммуникации, получившая распространение в Интернете в целом и в социальных сетях, в частности, отличается от привычных устно-письменных видов общения своей анонимностью, фрактальностью, отсутствием иерархии и т.д. Современный образовательный процесс определяется широким использованием информационных коммуникационных технологий. Огромные возможности всемирной сети интернет в хранении, поиске, предоставлении информации, ее передаче по своей эффективности успешно конкурируют с традиционными библиотеками. Таким образом, привычная «передаточная модель» знаний во главе с единственным источником информации в лице преподавателя уступает место новой модели обучения. Очевидно, что современное образование не может не реагировать на подобные вызовы. В противном случае, появляются риски устаревания образовательных программ и, как следствие, отставание от прогресса в целом. Все эти особенности сетевой коммуникации не могут быть не учтены в современном образовательном процессе, модель которого ориентирована на личностно-деятельностный подход к учащемуся и его возросшей роли самостоятельности в поиске, обработке и анализе информации в глобальной сети.
The article is devoted to the problem of network communication in the aspect of the theory of speech studies discourse and communication psychology. This form of communication with the development of information technology covers all large segments of the population. The social networks that have gained popularity on the Internet represent different communities of people with similar interests or activities. The principles of creating such groups are different: regional, organizational, social. Opportunities to find partners in communication in a social network are huge. It is known that the success of communication between people depends on the level of development of verbal communication of the participants. The special form of communication that is widely spread in the Internet and social networks substantially differs from the usual oral-written forms of communication with its anonymity, fractality, non-hierarchy, etc. Contemporary educational process is defined by the wide use of information communication technologies. Huge opportunities of world wide web in storing, finding, provision of information and transmission efficiency successfully compete with traditional libraries. Thus, the usual "transfer model" of knowledge headed with the only source of information in the face of the teacher gives way to new models of learning. It is obvious that modern education cannot ignore such challenges. Otherwise, the risks of obsolescence of educational programs and, as a consequence, lagging behind the overall progress actualize. All these features of network communication should be considered in the modern educational process, whose model is focused on the personal-activity approach to the student and increased role of student’s autonomy in the search, processing and analysis of information in the global network.