Авторами актуализирована тема маркетинга в медицинском туризме, проанализированы маркетинговые стратегии стран-лидеров медицинского туризма и их влияние на развитие экспорта медицинских услуг. На основании собственных исследований маркетинговых подходов и механизмов, используемых медицинскими центрами РФ, мнений экспертов медицинского туризма и иностранных пациентов, изучены маркетинговые стратегии, применяемые отечественными медицинскими центрами в развитии экспорта медицинских услуг в России. Авторами разработана и предложена система маркетингового планирования, интегральная методика оценки конкурентоспособности медицинской организации и стратегия продвижения медицинской услуги. Составлены рекомендации по совершенствованию комплекса внешних маркетинговых коммуникаций и инструментарию коммуникаций с потребителями, на основании которых медицинские учреждения могут разрабатывать и применять в практической деятельности собственные маркетинговые стратегии развития медицинского туризма и продвижения медицинских услуг.