В книге исследуется онтологическая сущность искусства поэтического слова как системы средств художественного мышления и когнитивной активности человека, нашедшей свое отражение в одной из самых фундаментальных идей в области поэтики - теории остраннения В.Б. Шкловского. Остраннение является не только стилистическим приемом, но и концептуальной операцией творческого мышления, необычным ракурсом представления объектов и явлений, универсальным принципом отражения действительности. Оно проявляется в сфере художественного и научного творчества, становится основой для создания новых исследовательских парадигм.Понимание слова как акта творчества открывает возможность необычного художественно остранненного изображения действительности. Поиск и художественное конструирование слова является важнейшим этапом в порождении языка и выявляет специфику остраннения как ключевого понятия формирования и развития поэтической картины мира. Такой подход к теории остраннения позволяет акцентировать исследовательское внимание на особенностях семантики и структуры поэтического слова, усложняющихся и трансформирующихся под воздействием многочисленных контекстов в пространстве языка и культуры, художественных кодов, смысловой и эмоциональной многослойности эстетического освоения действительности. Рекомендуется филологам–лингвистам, преподавателям высшей школы, аспирантам, студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами языка и культуры.
The book provides research of the ontological essence of the poetics as a system of artistic thinking and cognitive activity that found its representation in one of the most fundamental ideas in the domain of poetics – the theory of ostrannenie by V.B.Shklovsky. Ostrannenie is not only a stylistic method, it is also a conceptual operation of creative thinking, an unusual way to represent objects and phenomena, a universal principle of imitating reality. It is manifested in the sphere of artistic and academic creativity, it becomes a basis for creation of new research paradigms. Understanding words as acts of creativity provides an opportunity to represent the reality in a different way. The search for artistic construction is one of the most important stages of the linguistic genesis, it reveals the specifics of ostrannenie as a key idea of poetic worldview creation and development. Such an approach to the theory of ostrannenie lets us accentuate semantics and structure of poetics which can become more complicated and transform under the influence of numerous contexts in the cultural and linguistic space, artistic codes and multilayer representation of the reality. Recommended to philologists, linguists, professors, undergraduate and postgraduate students as well as a wide circle of reader who are interested in problems of language and culture.