Теоретической и методической основой исследования послужили фундамeнтальные и прикладные исследования в области кадрового менеджмента; труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента системы высшего образования концепции, доктрины и программы Министерства образования и науки РФ по вопросам развития высшей школы; законодательные и нормативные документы федеральных и региональных органов власти; материалы научных конференций по исследуемой проблеме. В работе использованы статистические показатели состояния высших учебных заведений России. Научная новизна монографии заключается в формировании социо логического портрета ректора высшего учебного заведения и разработке системы и механизмов управления профессиональной карьерой ректоров, что представлено совокупностью следующих положений: • разработана и обоснована организационно-управленческая модель личностных качеств ректора вуза; • разработана концепция внутривузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала вузов; • в рамках предложенной концепции выдвинут, обоснован и aпробирован новый методический подход к формированию, обучению и аттестации управленческого резерва; • предложены методические подходы к созданию и реализации системы управления повышением квалификации управленческого персонала высшего учебного заведения.