Изложены особенности конструкции и уравновешивания коленчатых валов поршневых двигателей различных типов и назначений. Рассмотрен расчет на прочность коленчатого вала, включая традиционные методы, а также современный подход при оценке напряженно-деформированного состояния вала с помощью метода конечных элементов. Показана возможность использования конечно-элементных моделей при определении величин коэффициентов концентрации напряжений в элементах коленчатого вала. Приведены примеры расчетов коленчатого вала на прочность. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Энергетическое машиностроение”.
The features of the design and balancing of crankshafts of piston engines of various types and purposes are described. Calculation of crankshaft strength, using traditional methods, as well as the modern approach in estimating the stress-strain state of the shaft by means of the finite element method, is considered. The possibility of using finite element models in determining the values of stress concentration coefficients in crankshaft elements is shown. Examples of crankshaft strength calculations are given. For students of higher educational institutions studying in the field of "Power Engineering".