Диссертация посвящена исследованию системообразующих предприятий автомобильной промышленности России, в частности анализу тенденций их развития и мер государственной поддержки. В работе обоснована целесообразность выделения и дано определение системообразующих организаций, расширена классификация системообразующих организаций. Выявлены тенденции развития российской автомобильной промышленности и ее системообразующих предприятий, выявлены и оценено воздействие важнейших факторов на продажи легковых автомобилей. Определены основные меры государственной поддержки системообразующих предприятий автомобильной промышленности и проблемы их использования, а также разработана и апробирована методика оценки результативности мер государственной поддержки системообразующих предприятий автомобильной промышленности. На основе изучения мирового опыта государственной поддержки предприятий автомобильной промышленности разработаны рекомендации по совершенствованию мер государственной поддержки российских системообразующих автомобильных предприятий.