В диссертационном исследовании выявлены особенности функционирования мирового рынка пассажирских авиаперевозок с учетом роста процессов консолидации авиакомпаний и использования гибких бизнес-моделей лоукост-авиаперевозок. Разработана методика оценки уровня кооперации и взаимозависимости авиакомпаний в рамках различных маркетинговых и стратегических форм взаимодействия. Согласно проведенному анализу, наивысший уровень кооперации авиаперевозчиков характерен для транснациональных авиахолдингов и глобальных альянсов. Несмотря на растущую популярность либеральной модели функционирования рынка пассажирских авиаперевозок, при последовательно проводимой государственной политике и крупномасштабных инвестициях патерналистская модель также может быть эффективной и обеспечивать развитие лоукост-авиаперевозок. Автором оценены конкурентные позиции различных форм кооперации низкобюджетных авиакомпаний. Конкретизированы стратегические направления повышения их конкурентоспособности путём интеграции в рамках международных альянсов, внедрения моделей сотрудничества с традиционными авиаперевозчиками и диверсификации маршрутной сети за счет дальнемагистральных направлений полетов.