Диссертация посвящена исследованию личностных детерминант выбора стратегий поведения субъекта в ситуациях когнитивного диссонанса. В ходе проведенного исследования уточнено понятие «когнитивный диссонанс», разработана методика исследования доминирующих моделей поведения в ситуациях когнитивного диссонанса, разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие личностного роста и изменение непродуктивных моделей поведения. В эмпирическом исследовании выявлены и проанализированы основные личностные детерминанты выбора моделей поведения в ситуациях когнитивного диссонанса. Установлено, что специфическая совокупность тревожности, самооценки и локус контроля обуславливает выбор конструктивной, деструктивной или избегающей моделей поведения в ситуациях когнитивного диссонанса. Доказано, что конструктивная модель поведения в сложных когнитивных ситуациях проявляется у субъектов с нормотипической тревожностью, адекватной самооценкой и интернальным локусом контроля. В то время как неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности и экстернальный локусе контроля обуславливают выбор деструктивной или избегающей моделей поведения в аналогичной ситуации. Выявленные факты найдут применение в практической деятельности специалистов, обеспечивающих учебный процесс в вузах. Полученные теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть включены в учебные курсы по общей психологии, психологии личности и педагогической психологии.