Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей креативности и их взаимосвязи с составляющими самореализации у субъектов научноисследовательской деятельности. Исследование выполнено в русле системного подхода, а в качестве методологической основы использована полисистемная концепция самореализации личности. В результате проведенного исследования уточнено понятие «креативность». В ходе эмпирического исследования выделены и охарактеризованы различные типы креативности: личностно-ориентированный, социально-ситуативный и универсальный. Установлено, что выделенные типы креативности личности обуславливают специфичность проявления отдельных составляющих самореализации респондентов в научно-исследовательской деятельности. Проанализирована взаимосвязь креативности и составляющих самореализации в выделенных типах. Выявлено, что успешность самореализации в научно-исследовательской деятельности обеспечивается преимущественно личностно-ориентированным типом креативности. На основе полученных результатов разработаны рекомендации по развитию креативных способностей в научно-исследовательской деятельности. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут использоваться в курсах общей, педагогической психологии и психологии личности.