В диссертации рассматривается эволюция образа героя-подростка в произведениях русской детской литературы второй трети ХХ века. Отмечается, что обозначенный период детской литературы неразрывно связан с внелитературными факторами, социополитической ситуацией в стране, с поворотными моментами истории. В связи с этим развитие детской литературы вообще и героя-подростка в частности имело ступенчатый характер. Доказывается, что проза для детства и юношества обозначенного периода преодолевает, а затем вновь перенимает предшествующие традиции. Подробно рассмотрены и последовательно проанализированы основные этапы становления и развития образа героя-подростка во второй трети ХХ века, а именно: предвоенного, военного и послевоенного времени. Особое внимание в работе уделяется повторяющимся художественным особенностям у разных авторов каждого отдельного периода в аспекте избранной темы.