Диссертация посвящена вопросам порождения и функционирования научного текста. В работе установлены концептуальные особенности научной картины мира; выявлена специфика использования языковых средств при экспликации тех или иных концептуальных смыслов; анализируется экстралингвистическая обусловленность выбора и функционирования языковых единиц в тексте. В исследовании описаны способы реализации концептуальных положений этико-деонтологической картины мира в аспекте речевой и невербальной коммуникации; выявлены предпочтительные модели речевого и невербального поведения в рамках профессионального, этически обусловленного врачебного общения; представлено комплексное описание способов актуализации концептуального значения в научном тексте. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка в медицинском вузе, а также при обучении врачей правильным навыкам общения. Методическая интерпретация результатов исследования расширяет представления о специфических особенностях языков отдельных специальностей