Диссертация посвящена исследованию ценностно-смысловой детерминированности самореализации в период профессионального становления личности. Исследование выполнено в русле системного подхода, а в качестве методологической основы использована полисистемная концепция самореализации личности. В результате проведенного исследования уточнено понятие «ценностносмысловая направленность личности», разработаны и внедрены авторские анкеты «Пространство самореализации» и «Оценочная шкала самореализации личности». В ходе эмпирического исследования выделены и охарактеризованы различные типы ценностно-смысловой направленности: прагматично-профессиональный, социальнокоммуникативный и индивидуально-эгоистический. Доказано, что выделенные типы ценностно-смысловой направленности личности избирательно активизируют отдельные составляющие самореализации, тем самым обеспечивая разный уровень успешности самовыражения респондентов. Установлено, что наиболее позитивные сдвиги в динамике самореализации выявляются у субъектов с социально-коммуникативной направленностью, а ухудшения в успешности самоосуществления наблюдаются у респондентов с прагматично-профессиональной направленностью. Выявленные факты и закономерности найдут применение в практической деятельности специалистов, обеспечивающих психологическое сопровождение субъектов на разных этапах профессионального становления. Полученные теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть включены в учебные курсы по общей психологии, психологии личности и дифференциальной психологии.