Диссертационное исследование посвящено проблеме изучения особенностей самореализации личности педагогов на начальном и завершающем этапах формирования синдрома эмоционального выгорания. В ходе проведения исследования конкретизируется содержание понятия эмоциональное выгорание педагога, которое понимается как психоэмоциональный дискомфорт и деформация профессионально-личностных качеств, детерминированных социально-психологическими и психофизиологическими факторами в образовательной среде, обуславливающими негативную трансформацию Яконцепции педагога и нивелирование ценности педагогического труда; установлено, что с формированием симптомов эмоционального выгорания образуются профессионально-личностные деформации вследствие трансформации конативной, эмоционально-волевой, личностной и когнитивно-смысловой сферы субъекта; определено, что эмоциональное выгорание и профессиональноличностные деформации являются препятствием для полноценного самовыражения педагогов на заверщающей стадии выгорания; выявлена архитектура взаимосвязи переменных самореализации и характеристик профессионально-личностной деформации на разных стадиях выгорания, обеспечивающая тем самым специфичность самовыражения педагогов; Полученные данные могут быть использованы при разработке программ психологического сопровождения педагогов на разных этапах профессиональной деятельности.